РОССИЯНЕ ПЕРЕПЛАЧИВАЮТ ЗА ИМПОРТНЫЕ ТОВАРЫ ОТ 20 до 140%. До прозрачности таможенных границ еще далеко

   
   

Слышал, что недавно произошли серьезные ограничительные изменения в правилах ввоза импортных товаров. Неужели опять в магазины вернется унылая серость социалистического единообразия?

Ю. Илюхин, Тверская область.

Отвечает начальник отдела таможеннотарифного регулирования Государственного таможенного комитета Татьяна КЛОЧКОВ А.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, недавно были изменены ставки ввозных таможенных пошлин. Но это совсем не значит, что импортные товары исчезнут с прилавков или вздорожают так, что станут абсолютно недоступными. Новые пошлины действуют больше месяца и применяются в торговом обороте. То есть между юридическими лицами.

Импортеры теперь платят пошлину в ЭКЮ на 15 - 20% большую, чем действовала до сих пор. На бананы и апельсины, кроме прежней ставки, выраженной в процентах, добавлена еще и специфическая составляющая в размере 0,02 ЭКЮ или 125 - 130 рублей за килограмм, подчеркиваю, к оптовой цене.

- Как новые таможенные тарифы повлияли на повышение розничных цен на продукты питания?

- По нашим наблюдениям, на яблоки и апельсины цены за месяц практически не повысились. Существует определенная покупательная способность населения, которой и руководствуется рынок. То есть цена не может быть выше оптимальной. Иначе не станут покупать, последуют затоваривание и убытки. Можно предположить, что наши импортеры и оптовые продавцы немножко уменьшили свою прибыль, которая, по их рассказам, не опускается ниже 50%. То есть с двух вложенных долларов они получают доллар прибыли. Такие "крутые" доходы могут быть только у нас. Весь остальной мир торгует за 7 - 12%, а то и ниже.

- Чем вызвана усложненная, на взгляд обывателя, процедура применения комбинированной таможенной ставки?

- В первую очередь - занижением таможенной стоимости товара при декларировании. К примеру, в Россию ввозится крупная партия бананов - несколько сотен тонн. По представленным документам, килограмм бананов стоит 10 - 20 центов. А сколько стоят бананы на лотке, вы знаете. Получается явная сверхприбыль. Так пусть за каждый килограмм импортеры со своих прибылей вносят в бюджет чуть-чуть побольше. Что касается мясных и молочных продуктов, то новые ставки таможенных пошлин направлены на защиту отечественных товаропроизводителей.

- Но если бы не импорт и конкуренция, то наши отечественные предприятия никогда бы не выпустили ни молока, которое не киснет по полгода, ни вкусной колбасы, ни прекрасных макарон, не превращающихся при варке в кисель. Не кажется ли вам, что явно протекционистскими мерами правительство сильно ослабляет едва начавшуюся конкуренцию?

- Нет, конкуренция на продовольственном рынке не ослабнет по той причине, что увеличение таможенной пошлины на 10 - 15% выше действующей прежде не носит запретительного характера. По экспертным оценкам, близкая к запретительной ставка начинается с уровня 30 - 35% от таможенной стоимости товара. Полностью запретительная составляет 100% или даже выше.

- Как на импортные автомобили. Изоляция от внешнего мира привела наши автомобильные заводы в технологический тупик. Почему же правительство проводит явную политику протекционизма и не способствует созданию конкуренции на автомобильном рынке?

- Конечно, на российском автомобильном рынке конкуренции практически нет. По информации, имеющейся в нашем комитете, ведущие российские автомобилестроительные фирмы и крупные дилеры, в том числе "АвтоВАЗ" и "ЛогоВАЗ", заняли примерно такую позицию: что мы произведем, на том и будете ездить.

На этом фоне относительное снижение ставок таможенных пошлин на отдельные марки импортных автомобилей все же можно считать явлением положительным. Правда, оно весьма незначительное. Например, на автомобили класса наших "Жигулей" снижения фактически не произошло. Покупатели более мощных и комфортабельных автомобилей все же ощутят на себе некоторые положительные перемены: таможенные пошлины на них снижены на 25 - 30% от ставки, действовавшей до 15 мая.

Но акциз на "иномарки" остался без изменения. К тому следует приплюсовать 20%-ный налог на добавленную стоимость, который исчисляется от суммы таможенной стоимости, таможенной пошлины и величины акциза. Если вы, к примеру, купите в Германии подержанный "Опель" с двухлитровым двигателем за 4 тысячи долларов, то за таможенную очистку придется доплатить в общей сложности еще около 3,4 тысячи. Итого - 7,4 тысячи.

- В какой мере предложения Таможенного комитета реализованы в последнем постановлении об изменении таможенных тарифов?

- Скажем так, чуть больше, чем наполовину. По одним позициям наши предложения были более "мягкими"; по другим, в частности, по обуви и текстильным изделиям, таможенные тарифы можно было бы несколько ужесточить. Что касается ввоза автомобилей, мы предлагали ставки ниже действующих сегодня.

- Так что протекционизм продолжается, и новые таможенные пошлины не помогут купить машину подешевле и понадежнее, чем "Жигули"?

- Кому протекционизм, а кому защита. Но если учесть, что отечественные автомобили с рабочим объемом двигателя выше 1600 куб. сантиметров представляет только "Волга", речь может идти о дальнейшей монополизации рынка. Представляется очевидным, что протекционизм наших автозаводов зашел слишком далеко. На российский рынок не пускают даже автомобили с большим рабочим объемом двигателей, а также дизельные легковые машины, подобные которым никто и никогда в России не выпускал.

Мы убеждены, что совокупный таможенный платеж обязан создавать нормальную конкурентную среду, как во всем мире. У российского потребителя должен быть выбор: приобретать ли новые "Жигули" за 6 -7 тысяч долларов или по той же цене с учетом таможенных платежей купить бывший в эксплуатации "Мерседес".

Вместе с тем хотелось бы проинформировать читателей "Аргументов и фактов", что в настоящее время готовятся дополнительные предложения по возможному снижению действующих ставок ввозных таможенных пошлин на легковые автомобили.

Примечание. Таблица составлена на основе данных, приведенных в разделе частных объявлений газетой "Suddeutsche Zeitung". Российские цены указаны ориентировочно, с учетом таможенной пошлины, акциза и налога на добавленную стоимость.

Смотрите также: