АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ. На пороге двухпартийной системы

   
   

В ближайшие 5 - 10 лет влияние компартии в России окончательно сойдет на нет. Понимают это и сами коммунисты, предпринимая лихорадочные усилия по смене имиджа и своего названия. А наблюдателей интересует в основном то, кто же первый займет благодатную нишу социал-демократии?

Определенные усилия в этом направлении давно предпринимает бывший спикер Госдумы, ныне ее депутат Иван РЫБКИН, лидер Социалистической партии. Об этом с ним беседует наш корреспондент Андрей УГЛАНОВ.

- Выборы позади, и свои услуги тем 40% граждан России, кто мог бы поверить в социал-демократию, вот-вот предложат перекрасившиеся коммунисты типа Николая Рыжкова.

- В течение последних трех месяцев мы действуем так, чтобы этого не произошло. Первое: еженедельно проходят рабочие, консультативные встречи всех социал-демократических и социалистических партий России. Это Российское движение демократических реформ с Гавриилом Поповым, Партия социал-демократии Александра Яковлева, Социал- демократическая партия России - с Волковым и Белозерцевым, Социал-демократический союз В. Липицкого и Бориса Романова; и, наконец, Социалистическая партия трудящихся, которую представляем Геннадий Скляр и я. Мы подписали документ о создании единого координационного центра. В наших программах и уставах трудно увидеть различия. Везде социал-демократическая заданность, везде четко записано: многообразие форм собственности, многообразие форм хозяйствования. Частная собственность священна и неприкосновенна. Думаю, что впоследствии мы непременно должны объединиться.

- Но у вас нет единого лидера. Почему бы вам его не выбрать, собрав объединительный съезд, и не сделать партию с единой программой, которая будет ориентирована на социальную защиту трудящихся в условиях рынка? И в результате в России смогла бы утвердиться классическая европейская политическая система, когда одна партия мирно уступает власть другой.

- Мы с Гавриилом Харитоновичем за то, чтобы провести объединительный съезд в июле. Некоторые партии считают, что это следует сделать попозже, в сентябре. Но никто не отрицает необходимости объединения, потому что все без него проигрывают.

Так что в общем наши точки зрения совпадают. Но есть и амбиции, утолить которые пока невозможно, потому что это "пропасть"...

- Но есть же посты почетного генерального секретаря, председателя исполнительного комитета, хранителя печати и знамени... Постов можно придумать как раз по количеству партий.

- Договоренность по этому поводу есть, и я думаю, что альянс состоится. С другой стороны, не хотелось бы отрывать себя от общего демократического процесса. Необходимо быть его составной частью. Поэтому очень важно появление еще одного объединения - Всероссийского демократического союза, в который войдут и Борис Федоров, и Сергей Шахрай, и другие.

Наша молодая государственность должна опереться на политические структуры в обществе, которое в этом качестве, кстати, до сих пор не структурированно. Да, имеет свою нишу компартия Российской Федерации. Но у КПРФ тающий электорат. И на следующих выборах в Думу она получит 10 - 15%.

Есть по сути своей либерал-демократы, но в европейском смысле слова. Их олицетворяет "Выбор России" Егора Гайдара. Они миновали социал-демократическую стадию, потому что их воззрения несколько иные. Но есть и огромная социал-демократическая ниша, не занятая никем. Она отвечает настроениям примерно 40% избирателей.

Говорят и о так называемой партии власти, которая, мол, только одна поддерживала Бориса Николаевича. Это не совсем так, потому что помимо "Нашего дома - России" Бориса Ельцина поддержали еще и многие неорганизованные, политически неструктурированные общественные движения.

- Иван Петрович, вы получили и некое назначение от президента. Не многовато?

- Да, на базе общественной палаты при президенте создан политический консультативный совет. Кое-кто начинает по этому поводу кричать о неконституционных, придворных структурах, говорить и другие нелепости.

Я считаю, что президент поступает очень разумно. 40 млн. человек проголосовали в декабре 1995 г. за одни партийные списки. А другие 40 млн. голосов? Что, для них права и свободы, дарованные Конституцией, щербатые, что ли? Поэтому в этом совете они и будут представлены: и 14 партий - победительниц, и 39 тех, кто в Думу не прошел.

Смотрите также: