Новое политическое пространство постепенно заполняется партиями и движениями, часть из которых формируется на основе общности идей, другие - "партии лидеров" - ориентируются не столько на идеи, сколько на конкретные личности.
Проще всего с коммунистической частью спектра: бывшая многомиллионная КПСС оставила после себя несколько не очень многочисленных, но хорошо организованных группировок, отстаивающих "идеалы и принципы" с сильной национально-государственной окраской. Это наиболее "крутые" коммунисты ВКПБ - сторонники Н. Андреевой, Российская партия коммунистов, Союз коммунистов и несколько более умеренные - Социалистическая партия трудящихся.
Радикалы, возглавившие в свое время антикоммунистический фронт, сегодня, после фактического прихода к власти, продолжают перегруппировку в своих рядах. Согласно данным опроса, наибольший уровень радикального западничества демонстрируют "ДемРоссия" (вернее, ее "костяк", сохранившийся после ряда расколов), Партия конституционных демократов, Партия свободного труда, Свободные демократы, а также заметно радикализировавшиеся в последнее время республиканцы. Большинство этих партий сегодня делают ставку на сильную президентскую республику и однозначно поддерживают правительство.
По структуре взглядов близки к радикалам, но занимают более умеренные, взвешенные позиции партии, которые можно охарактеризовать в качестве умеренных прогрессистов: это Социал-демократическая партия, Народная партия России (Гдлян), Движение демократических реформ, Демократическая партия России (Н. Травкин). Особняком стоит еще более умеренная, фактически центристская (чуть левее центра) Народная партия Свободной России. Поддерживая в целом курс Президента и правительства, "умеренные" выступают и за сохранение сильной представительной власти.
Последние события показали, что направление "новых правых", которых многие называют "третьей силой" и предсказывают большое будущее в России, сегодня еще слабо организовано, в нем весьма сильны внутренние противоречия между "демопатриотами", представленными немногочисленными партиями - Российским христианско- демократическим движением (В. Аксючиц) и Конституционно- демократической партией Народной Свободы (М. Астафьев), и "крутыми" патриотами типа "Памяти" и Национально- республиканской партии, а также консервативными государственниками из Российского Общенародного Союза (С. Бабурин) и бывшей группы "Союз" (В. Алкснис). Претендуют на место среди "новых правых" и такие скандально известные партии, как ЛДП (В. Жириновский) и Российский Народный Фронт (В. Скурлатов). "Новые правые" находятся в оппозиции к курсу российского руководства.
Достаточно слабы у нас и "новые левые", ориентированные на социалистические ценности европейского образца. Они представлены Социалистической партией (Партия труда), анархо-синдикалистами, частью Демократического Союза, партией зеленых. "Новые левые" значительно отличаются от других партий по своему социальному составу - в них преобладает нестатусная молодежь. Пока не определились в политическом спектре профсоюзы - теоретически они могут значительно укрепить позиции "новых левых". "Новые левые" обычно выступают против любой сильной власти.
По данным последних опросов, в случае парламентских выборов на партийной основе лишь три движения (партии) набрали бы более 10%: "ДемРоссия", ДДР и партия А. Руцкого (НПСР).
Слабость и неорганизованность партий в России, безусловно, ставит перед обществом задачу создания нового блока в поддержку реформ. Заявка на создание этого блока была сделана 5 апреля на Собрании граждан России. Вопрос в том, насколько новому движению удастся объединять вокруг себя действительно реформаторские силы.
Л. БЫЗОВ, главный специалист Подкомитета по изучению общественного мнения