По результатам последних выборов, КПРФ не просто снова прошла в Государственную думу, но, получив около 12% голосов, увеличила число мест. Значит ли это, что в красные паруса дует попутный ветер?
ЛИДЕР партии Геннадий Зюганов считает, что партия на подъёме. "Но у нас украли половину голосов", - заявляет он. В качестве ответной меры коммунисты пригрозили отозвать свои мандаты и спровоцировать парламентский кризис. Скорее всего, это блеф. Едва ли лидеры КПРФ захотят пойти на жёсткую конфронтацию с Кремлём. Тем более что со своими 57 голосами в парламенте партия обеспечила себе место в политике на предстоящие четыре года. А если коммунисты не будут делать резких движений, то КПРФ сохранит статус "конструктивной оппозиции", а Геннадий Андреевич - приличное место в СМИ и на кремлёвских праздничных приёмах.
Получив в Государственной думе конституционное большинство, власть могла бы и вовсе не замечать КПРФ. Но оппозиция нужна. И для сохранения приличного выражения лица при поездках на Запад, и для умиротворения брюзжащей интеллигенции, и как клапан для стравливания недовольства беднейшей части населения.
Приказано выжить
ВОПРОС в другом. Что будет с КПРФ к следующим парламентским выборам - к 2011 году? Что будет работать на них, что - против?
На КПРФ будет работать то, что компартия почти перестала быть кровавой страшилкой. Даже убеждённые антикоммунисты с трудом могут сегодня представить, что зюгановцы в случае победы начали бы восстанавливать ГУЛАГ, расстрельные "тройки", выездные комиссии, устраивать охоту на священников, высылать интеллигенцию за границу, а в экономике придерживаться лозунга "Всё отнять и поделить". В смутные ельцинские времена над обществом нависла реальная угроза коммунистической реставрации. Вспомним, что на президентских выборах 1996 года Г. Зюганов набрал более 40% голосов. Сегодня такого страха нет. Швондером Геннадий Андреевич как-то не смотрится. И если, проезжая в представительской "Ауди" мимо храма Христа Спасителя, он и не осеняет себя крестным знамением, то на приёмы к патриарху по случаю тезоименитства вот уже 10 лет ходит исправно.
Какое-то время на КПРФ будет работать и то, что она по вине властей стала отдушиной, к которой приникают те, кого пугает угроза диктатуры "Единой России". Не секрет же, что на последних выборах многие убеждённые демократы отдали протестные голоса именно коммунистам.
На стайерской дистанции
ОДНАКО долгосрочная перспектива не слишком радужна. В самой компартии фактически уже существует внутренний раскол, если не сказать предательство. И его фиксируют социологи. Если бы на предстоящих президентских выборах среди кандидатов присутствовал В. Путин, то за него проголосовало бы более 30% членов и сторонников КПРФ. Популярность В. Путина буквально размывает привычный электорат КПРФ.
Подводит и дефицит доверия к лидерам КПРФ. Их оппозиционность многими рядовыми коммунистами воспринимается как игра. И если симпатии к идеалам социальной справедливости среди населения остаются достаточно высокими - порядка 14%, то доверие к лидерам вдвое ниже. К тому же власть умело подворовывает популярные социальные лозунги коммунистов. В результате меняется сама "география коммунизма" в России. Фактически исчез некогда стойкий "красный пояс", сошли со сцены или перекуплены пламенные красные губернаторы.
Есть и ещё одна "опасность". Компартия всегда спекулировала на бедности. Чем скуднее была жизнь, тем больше "наваривали" коммунисты. И население это стало понимать. На вопрос социологов: "При каких обстоятельствах число сторонников КПРФ могло бы увеличиться" - люди отвечают: "При ухудшении жизни в стране". А поскольку бедность постепенно отступает, то усыхает и КПРФ. В том числе и в депрессивных регионах, которые ранее были одним из оплотов коммунистов.
Последнее пристанище
ВЛИЯНИЕ коммунистов перемещается из сельской местности и малых городов в крупные центры. На последних выборах при общем счёте коммунистических голосов в 11,6%, в Новосибирске за них проголосовало -16%, в Москве -14%, в Самаре - 20%. "Здорово, - утверждают коммунисты. - За нас стала голосовать думающая Россия!" На самом деле причина в другом. Именно в крупных городах сосредоточена бывшая советская номенклатура и бывшая статусная интеллигенция, больше всех потерявшие от перехода к капитализму. Они и голосуют за КПРФ. В сущности, это лишь подчёркивает тот факт, что КПРФ является не народной и, конечно же, не рабоче-крестьянской партией, а партией бывшей советской бюрократии.
Лидеры КПРФ это понимают. Сегодня в стране 170-180 тыс. коммунистов. Средний возраст рядового партийного "штыка" - 58 лет. Если не произойдёт омоложения, то к следующим парламентским выборам средний коммунист шагнёт за 60-летний рубеж. Самому Геннадию Андреевичу в 2011 году стукнет 67. При естественной убыли ветеранов-коммунистов для поддержания нынешней численности в партию нужно ежегодно принимать 20 тыс. молодых. Но где их взять?
Против КПРФ работает общий кризис идеологии, рост благосостояния, исчезновение пролетариата как доминирующего класса. В условиях глобализации, Интернета и роста потребительских настроений значительная часть молодёжи вообще уходит из политики, а любящие "погорячее" записываются в неотроцкисты, в бритоголовые, а то и в национал-социалисты. Идеалы коммунизма, интернационализма и мировой революции им, как говорится, по барабану. Желающих навещать "дедушку Ленина" в Мавзолее становится всё меньше. И хотя сам Геннадий Андреевич любит появляться в окружении пионеров в красных галстуках, новых Павлов Корчагиных в компартии явный дефицит.
И тем не менее потребность в современной умеренно левой партии в стране есть. И в Кремле Г. Зюганову уже не раз "по-человечески" намекали: хватит-де молиться на тов. Ленина и тов. Сталина. Не лучше ли вспомнить, что на заре своей истории компартия именовалась Российской социал-демократической рабочей партией (РСДРП) и была частью европейского Социн-терна. По сведениям "АиФ", полит -беседу на эту тему с Геннадием Андреевичем проводил и В. Путин. А почему бы не попробовать? В запасе четыре года. Может быть, последних...