Политическая неопределенность с избранием Бориса Ельцина Президентом России закончилась. В каком направлении теперь могут развиваться события? Чего ожидать людям от обновляемой власти? Многие политики не усматривают в обозримой перспективе стабилизации и тем более улучшения, прогнозируют лишь бесконечные потрясения. Об этом размышляет председатель Комитета по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности Государственной Думы Павел БУНИЧ.
- Ожидаете ли вы оживления в экономике и скоро ли начнется долгожданный подъем?
- Если бы не выборы, то за этот год 2-3% роста было бы обязательно. Выборы нас выбили из колеи. Они потребовали неимоверных государственных финансовых расходов. Они же породили большую упущенную выгоду предпринимателей, которые на целых полгода замерли в ожидании, валюта с повышенной скоростью помчалась на Запад. Инвестиции в целом упали примерно на 20%. Промышленность обвалилась на 8%.
Но выборы политиков того стоят. Наступаю на горло собственной песне и заявляю, что в данное время в стране главной оказалась политика, получившая первенство перед экономикой. Дорого? Да. Но победа рыночного курса "стоит мессы". Сейчас в связи с третьими за короткий срок выборами (в Думу, Президента, местной власти) вновь предстоят значительные траты. Их не было, когда выбирали состав нынешней Думы. Вот и получили "левое" большинство. Так что придется раскошелиться и на выборы местных властей.
ДЕНЬГИ У НАС ЕСТЬ
- Как вы расцениваете возможность для российских инвестиций?
- Удивляюсь, когда говорят, что у нас нет денег. У населения есть не менее 30 млрд. долларов наличности. Еще есть банки, предприятия, а также деньги, которые "убежали" из России.
- Центробанк называет несколько меньшую сумму - около 20 млрд. долларов.
- Центробанк также сообщает, что только за последние месяцы население вложило в валюту рублей не менее чем на 16 млрд. долларов. А это плюс к тем 20 миллиардам, которые уже лежали "в чулках". Второй резерв - рублевые вклады граждан и депозиты предприятий.
Немало средств в казну могут дать иностранцы, скупающие ГКО (государственные краткосрочные облигации). Ведь продажа этих ценных бумаг даже под 19% годовых в своих странах им и не снилась. К тому же с 15 августа иностранцам разрешено оперировать с ГКО на вторичном рынке, то есть сбывать их, не дожидаясь окончания официального срока их действия. Ожидается, что только в августе иностранцы вложат в ГКО около 1 млрд. долларов в рублевом эквиваленте.
БАНКИ ПОКА ВЫЖИДАЮТ
ВЫБОРЫ привели банки в состояние анабиоза. Их деятельность, особенно по среднесрочному и долгосрочному кредитованию, была практически парализована. Кто же будет выдавать кредиты, если неизвестно, какой завтра будет политический курс? Все деньги шли на сверхкороткие кредиты. То же самое можно отнести и к вкладчикам, которые не вкладывали деньги в банки, а, наоборот, изымали, меняли на валюту.
Невозвраты выданных ссуд, снятие вкладов, форсированное предъявление к оплате банковских векселей, продолжение неэффективных инвестиций в богатые офисы, рост резервных требований Центробанка привели к тому, что немало коммерческих банков зашаталось. Сказались также методы грязной конкуренции - в СМИ появилась недостоверная информация, способная подорвать любой банк.
- Мне кажется, что вы несколько преувеличиваете возможности прессы. "Чейз Манхэттен Бэнк" нельзя взорвать даже с помощью "Нью-Йорк таймс".
- Я не утверждаю, что у "Инкомбанка" все чисто. Но это не самый криминальный банк. Таких, как он, большинство. Не то что у нас очень сильная пресса, а слишком тревожная и нестабильная ситуация с вкладами, деньгами, банками и финансами. Народ сильно "обжегся" с мошенническими компаниями, и теперь любая заведомо абсурдная заметка неизбежно вызывает у граждан панику. И если бы сегодня я организовал в печати, особенно в "Аргументах и фактах", выступления, к примеру, против "Инкомбанка", то завтра все его отделения и филиалы штурмовали бы перепуганные клиенты. Средства массовой информации должны, видимо, проявлять к банковским делам необычайную щепетильность. Только этого мало. Нужны и другие меры, в частности авторитетные гарантии. В этом отношении мне понравился Юрий Лужков. Он, образно говоря, разорвал на себе рубаху и заявил: "Инкомбанк" - хороший банк, и не верьте тому, кто утверждает обратное". Это поступок, на который не всякий решится.
- Но полтора миллиона долларов в городскую казну Москвы лишь за последнее время - это тоже поступок со стороны "Инкомбанка".
- Да, конечно, на Храм Христа Спасителя. И тем не менее московский мэр мог это все получить и ничего не сказать в ответ. Может быть, в случае появления слухов и недостоверной информации должны незамедлительно следовать соответствующие официальные заявления Центрального банка. Центробанк обязан принимать все меры, чтобы не допустить паники и обрушения какого-либо коммерческого банка, особенно крупного.
Я беседовал с немецкими банкирами и спросил, каким образом удается избегать громких банковских скандалов и банкротств. Мне ответили, что в каждом крупном кредитном учреждении, где крутятся большие деньги, есть сотрудники службы федеральной безопасности, которые в случае приближения неприятностей заблаговременно докладывают о них кому следует. У нас таких сотрудников нет. Потому банкротство и даже отзыв лицензии для клиентов наших банков - всегда полная неожиданность.
- Если банкам "не до жиру", дадут ли они деньги на долгосрочные инвестиции? Где гарантии возврата?
- К сожалению, до сих пор не принят закон об ипотеке - кредитовании под залог недвижимости. Без залога долгосрочный кредит никто не даст. Самая лучшая ипотека - земля. Под залог земли можно в принципе даже сегодня взять крупный кредит на длительный срок под самые низкие проценты. Ведь земля не может обесцениться - она не подвержена инфляции. Ее не увезешь в другую страну, с ней не скроешься. Но депутаты послушали этот законопроект и загробили. Опять будем с ним выходить в октябре.
- Кто громче всех возражал против закона об ипотеке?
- Фракция ЛДПР, аграрии и коммунисты.
- Трудно представить, что г-н Жириновский, имея университетское образование, не понимает значения ипотеки для развития экономики.
- Г-н Жириновский заявил: наша страна ограблена, раздета и разута, и сдавать в ипотеку просто нечего, разве что наши души. Между тем, кроме душ, у нас достаточно объектов недвижимости, годных для залога. 10 млн. семей приватизировали свои квартиры. Это треть жилого фонда городов. 40 млн. человек имеют земельные наделы, которые разрешается продавать даже по коммунистическим канонам. В стране 220 тысяч приватизированных предприятий, миллион предприятий малого бизнеса. Все это подходит для залога.
ИНОСТРАНЦЫ В РОССИЮ НЕ ТОРОПЯТСЯ
- Пойдут ли после выборов в Россию иностранные инвестиции?
- Они нам, безусловно, нужны. Только вряд ли можно надеяться, что иностранный капитал будет равен отечественному. Иностранцы пока не оправдывают самых скромных ожиданий. В наших розовых мечтах было так, что после победы Ельцина они прибегут на фондовый рынок, начнут покупать акции наших предприятий. Ничего такого пока не наблюдается. Я не уверен, что прогнозируемая цифра в 10 млрд. долларов портфельных инвестиций будет достигнута. В предвыборной лихорадке мы сильно преувеличили политический фактор и совсем позабыли, что есть другие риски. Например, взаимные неплатежи. Зачем это иностранцам нужно? Они продадут здесь свою продукцию, а денег за нее не получат.
С налогами тоже не все ясно. Будет новый налоговый кодекс. А каким он станет, не знает никто. Да и политические риски не исчезли. Например, разговоры о мнимой или действительной болезни Президента, о вероятности того, что Ельцина может сменить Лебедь, о возможном приходе к власти "красных" губернаторов. Поэтому на большой приток иностранного капитала рассчитывать не приходится.
ИТОГИ АКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИДЕТСЯ ПЕРЕСМОТРЕТЬ. ЧАСТИЧНО
- Не ожидается ли кардинальный пересмотр результатов приватизации?
- Глобального, конечно, не будет. Сейчас массовую ревизию итогов приватизации проводить нельзя. Но надо ли успокаиваться, если ряд крупных предприятий допустил во время приватизации серьезные нарушения? Я предлагал на заседании правительства, чтобы инициатива такого рода проверок исходила от Госкомимущества, от демократов, которые победили не для того, чтобы прикрывать жуликов и бандитов. Однако первый заместитель председателя правительства Владимир Каданников высказался решительно против. В чем дело - я не знаю. Но не секрет, что ряд важных чиновников не заинтересован в проверке результатов приватизации.
Золотая мечта отдельных директоров ныне состоит в том, чтобы в акционерных обществах остались работать трое - сам директор, главный бухгалтер и охранник. Всех остальных выгнать за ворота. Помещения освободить, сдать в аренду, ничего не делать и купаться в доходах. Благо собрания акционеров по существу бесправны.
Вот, например, письмо с московского завода "ВАРЗ". Авторемонтный завод с "согласия" акционеров идет под склад. Гальванику, термичку, малярку, мощные прессы, целый парк токарных станков намечено демонтировать. И куда оборудование пойдет, кто его купит - неизвестно. Когда проводилось акционирование, никто и не подумал, что такое может произойти. Сохранение специализации и рабочих мест не предусмотрели. Нужны изменения в законах о приватизации, об акционерных обществах. Приложим для этого все силы.
В НАЛОГОВЫХ НЕДОИМКАХ ВИНОВАТЫ НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ
- Можно ли надеяться, что предприятия и граждане будут законопослушно платить налоги?
- У меня много знакомых предпринимателей, поскольку я президент Союза предпринимателей и арендаторов России. Они мне доверительно рассказывают, как уходят от налогов: налоговые органы обходятся им очень недорого. Спрашиваю: сколько же? Отвечают: всего за несколько тысяч долларов, а то и просто за куртки, конфеты, коньяк или блат в поликлинике можно получить льготы или даже освобождение от налогов. Так как же не воровать у такого государства? Главная причина - в безнаказанности. Многие говорят, что воруют и берут взятки от бедности. Категорически не согласен. Даже если платить чиновникам и правоохранительным органам в пять раз больше, воровать и брать взятки, пока существует безнаказанность, они не прекратят. Желаниям и аппетитам предела нет.
- Налоги исправно должны платить не только предприятия, но и граждане. Почему же налоговые органы не обращают внимания на тех, кто при скромных доходах строит особняки в несколько сот тысяч долларов?
- Во-первых, для этого не нужны никакие дополнительные законы. Пусть составит декларацию о своих доходах так, чтобы этот готический дворец был подтвержден. Причина та же. Очень дешево откупиться. Во-вторых, надо ввести такой налог на дворцы и землю, чтобы с богатых взять то, что они в состоянии уплатить. Иностранцы готических дворцов не строят. Там такие налоги на имущество, что дворец лучше продать. И нам при встречах они говорят: ничего, пусть строят, вот когда у вас будет нормальная, как у нас, налоговая система, эти особняки окажутся свободными.
- Как мы будем жить дальше? Неужели России уготованы вечная нестабильность и всевозможные потрясения?
- Оскар Уайльд сказал, что оптимист - это трус, который боится своего неизбежного и ужасного будущего. Я тоже оптимист. Но по другой причине. Катастрофы не произойдет. Более того, посеяны семена выздоровления. Появились даже первые робкие всходы. Несмотря на всевозможные политические издержки, к концу текущего года можно вырулить на неплохую стартовую позицию 1997 года, в котором экономический рост будет обязательно.
Смотрите также:
- СПАСУТ ЛИ ГОСОБЛИГАЦИИ РУБЛЬ? Почему народ доверяет свои деньги мошенникам →
- Стоит ли ждать благотворительности от крупного бизнеса? →
- Что купят на пенсионные деньги →