ПОТЕРИ В НЕОБЪЯВЛЕННОЙ ВОЙНЕ В ЧЕЧНЕ СОСТАВИЛИ БОЛЕЕ 80 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК УБИТЫМИ. Лебедь, брат Лебедя

   
   

Об Александре ЛЕБЕДЕ, секретаре Совета безопасности России, знает вся страна. Но пока еще немногие знают, что у Александра Ивановича есть двойник - с таким же обликом, голосом, манерами, мыслями и даже с теми же воздушно- десантными наклонностями. Это его родной брат Алексей Иванович, полковник, депутат Государственной Думы. Сегодня он гость нашей редакции.

- Родился я 14 апреля 1955 г. в Новочеркасске Ростовской области. Отец работал и слесарем, и автотехником, и кочегаром. Это был трудолюбивый, молчаливый, очень собранный человек. Умер почти 20 лет назад от паралича. Мама всю жизнь проработала на телеграфе. Сейчас ей 70 лет. К сожалению, она уже почти ничего не видит и родственников узнает только по голосу. На днях я был у нее в гостях. Она мне с юмором рассказала, как месяц назад пришли к ней две старушки и со слезами на глазах стали говорить, что Лебедь Екатерина Григорьевна умерла и они пришли на похороны. Мать говорит: "Я жива, заходите, чайку попьем". Старушки очень расстроились, что моя мать жива.

После окончания школы я попал в Рязанское воздушно- десантное училище. Выбор был сделан под влиянием старшего брата. После окончания училища служил в Белоруссии в 103-й воздушно-десантной дивизии. В декабре 1979 г. мы вошли в Афганистан, и там в должности командира разведроты, а затем и. о. комбата я прослужил 2 года и 8 месяцев. Из 28 афганских провинций побывал в 17. Приходилось десантироваться и штурмовым способом, с вертолетов, и охранять колонны, и выполнять разведывательные задачи.

После окончания командировки в Афганистан 3 года прослужил в 76-й воздушно-десантной дивизии в Пскове, а затем был отправлен в Сибирский военный округ в Абакан. Я бы сказал, что Абакан - это острог для "ссыльных". Со всех районов страны туда собирают офицеров для исправления.

- Пьяниц, что ли?

- Нет, тех, кто неугоден начальству. Три года я исправлялся.

В 1989 г. окончил Академию им. Фрунзе. Служил в Пскове, в Одесской области. Потом был направлен командиром полка в Кишинев.

С 15 мая по 5 октября 1992 г. наш полк находился в осаде. По распоряжению молдавских властей нас заложили бетонными плитами, блоками, забаррикадировали тракторами. Стало нечем кормить солдат. Наша часть была единственной, которая не сдалась молдавской стороне.

- Ваш брат тогда уже командовал 14-й армией?

- Нет еще. 19 июня начались кровавые события в Бендерах. И после этого в конце месяца он туда прибыл и принял должность командующего 14-й армией. Находясь по разные стороны Днестра, мы поддерживали с Александром контакты. Было решено передислоцировать полк в Абакан. Последним самолетом, все сдав и рассчитавшись, улетел я сам.

- В настоящий момент вы остались командиром части?

- По Закону о выборах все свои полномочия я сложил, но связи со своим полком не теряю.

- Где вы в Москве живете?

- Снимаю койко-место у брата. Рано утром я с ним уезжаю и поздно вечером возвращаюсь. Работы очень много.

Сейчас, правда, я в отпуске. Использовал его главным образом на то, чтобы вместе с соратником Гдляна, бывшим следователем Николаем Ивановым, по постановлению Госдумы помочь в решении судьбы мэра Владивостока Виктора Черепкова и его сына. Виктор Черепков взялся за борьбу с преступностью в городе. Он начал перекрывать лазейки для мафии, а потому стал помехой для различных криминальных структур и некоторых должностных лиц краевой администрации, которые наводили в городе свои "порядки".

- Вы профессиональный военный и представляете один из самых крутых в нашей армии родов войск - десантников. Нет у вас досады на брата, который взял и прекратил войну в Чечне? Ведь понятие победы для профессионального военного - отнюдь не пустой звук.

- Я считаю, что эта победа никому чести не принесла бы. Мы воевали против собственного народа.

- И все-таки. Профессионалы не смогли стереть в порошок каких-то народных ополченцев...

- Наша армия непрофессиональная. В Чечню бросали ребят, которых готовили неделю или чуть больше. Наивно думать, что на войне они научатся воевать. Никакой перспективы вести войну в Чечне я не вижу. Сейчас мы уже говорим о 80 тыс. человек убитыми. Война в Чечне убивает остальные 88 российских регионов, заставляет ходить по помойкам наших стариков, пенсионеров. Воевать, чтобы получить какие-то награды? Как человек, получивший такую награду, будет потом объяснять своим детям и внукам, за что он ее получил? Знаю, что некоторые военные, получившие награды за победу у "Белого дома" в октябре 1993 г., стесняются их носить.

- Похоже, что в вопросе с Чечней вы полностью согласны с позицией вашего брата. А бываете ли вы с ним в чем-нибудь не согласны, спорите ли вы?

- У нас очень мало времени для общения. Живем под одной крышей, но бывает, что видимся какие-то минуты. Работы у него, конечно, больше, чем у меня. Он приходит за полночь. А в шесть встает. Времени остается только на решение каких-то проблем неполитического плана.

- Пропустить рюмочку, другую?

- Брат практически не пьет. Я тоже уже полгода не пью. Некогда. Трудно чисто физически: работать по 20 часов, еще и дома какие-то вопросы решать.

- Кому картошки купить, кто за хлебом пойдет?

- У меня сейчас очень специфическая роль: многие люди - представители различных организаций - пытаются решить свои вопросы и не могут попасть к брату. Они приходят ко мне. Я им пытаюсь внушить, что это неофициальный путь и что я помочь им не могу.

- Правда, что вы с братом разной национальности?

- Да, я по паспорту - украинец, а брат - русский. Дело в том, что наш отец был обрусевшим украинцем, а мать - русской. В соответствии с нашим законодательством человек при получении паспорта вправе выбрать себе национальность. В 16 лет я почему-то считал, что я больше украинец.

- Поэтому вас, наверное, и в думский Комитет по делам СНГ включили?

- Включили потому, что в этом комитете я нужен был как специалист, разбирающийся в военных вопросах.

- Вопросы Черноморского флота тоже находятся в вашем ведении?

- Да.

- Почему же ваши соотечественники так упорно не хотят делиться с россиянами?

- Часть Черноморского флота они уже используют под прогулочные яхты. Теперь им нужны корабли для перевозки "челноков" в Турцию и обратно...

- Для этих целей лучше всего подойдут линкоры - с их помощью в Турции легче цены сбивать... Есть ли у вас общенациональная идея, которая могла бы вдохновить народ?

- Стоять в одном строю плечом к плечу и выполнять задачи, связанные с восстановлением экономики, прекратить противопоставление друг другу различных слоев общества.

Беседу вел Павел ЛУКЬЯНЧЕНКО

Смотрите также: