Эти два парня, несмотря на свои молодые годы, успели побывать в таких глухих и недоступных уголках земного шара, которые и не снились нам, живущим в каменных городах, дышащим пыльным воздухом своей "высокоразвитой" цивилизации. Они встречались и с кровожадными людоедами, и с воинственными амазонками, а недавно вернулись из Африки, где несколько недель прожили в племени пигмеев. С журналистами-путешественниками Олегом АЛИЕВЫМ и Леонидом КРУГЛОВЫМ беседует наш корреспондент.
Ребята, для чего вам все это нужно? Что это - простое любопытство или нечто большее?
- Понимаете, те места, где мы бываем, уникальны. За последние два с половиной года мы совершили шесть крупных экспедиций в дикие племена средней Африки и индонезийских островов, изучали жизнь, быт, нравы этих необычных для нас людей. Все это не от поверхностного любопытства. Мы - участники программы "Исчезающая планета", и наша цель - рассказать об очагах культуры, которые остались уникальными благодаря своей заброшенности, ведь уже через пять-десять лет они вообще могут перестать существовать.
У этих внешне примитивных людей нам кое-чему стоит поучиться. Мы сейчас много говорим об экологии. Как, например, пигмеи добывают рыбу? Насыпают в ручей какое-то свое снадобье - рыба засыпает. Берут столько рыбы, сколько им нужно. Потом приходит свежая вода - оставшаяся в ручье рыба просыпается целой и невредимой. Вот о чем речь - учиться жить в гармонии с природой.
- Самые сильные впечатления от ваших поездок?
- На острове Борнео нам удалось забраться в такие джунгли, где, по мнению местных более-менее цивилизованных жителей, и не живет никто, и встретили там племя даяк-ибан, которое до сих пор живет первобытным укладом. Более того - это натуральные охотники за человеческими головами. У входа в их жилище висят черепа - чем больше голов, тем больше авторитет. Представьте себе: по вечерам старый воин, держа в руках какой-нибудь череп и погружаясь в воспоминания, рассказывает внуку, как, мол, отрезал он эту голову у японского солдата пятьдесят лет назад.
Так вот, трудности были в том, что мы не смогли сразу войти в доверие к этим людям, наладить с ними контакт. Они вообще не понимали, что нам от них нужно. Несколько дней мы были под стражей, и, можно сказать, наша жизнь висела на волоске.
- Что же вас спасло?
- Племенная татуировка. Леонид заметил, что все даяки в татуировках. Терять было нечего, и они обратились к вождю: может ли один из нас вступить в ваше племя, сделав себе тату? Сам процесс татуировки очень болезненный и долгий, и при этом важно показать, что тебе не больно, так как все племя внимательно наблюдает за обрядом посвящения и составляет свое мнение в зависимости от того, насколько ты хладнокровен. На эту процедуру пошел Олег, а Леонид снимал ее на видеокамеру. Обряд прошел удачно, и отношение к незваным гостям резко переменилось: они сразу стали своими, им стали все показывать, рассказывать. Девушки начали улыбаться, заглядывать им в глаза, проявлять знаки внимания. Эти белые мужчины стали для них желанными женихами.
- Говорят, вам пришлось и с каннибалами пообщаться.
- В Папуа - Новой Гвинее нас предупреждали о мерах предосторожности, вплоть до того, чтобы в глаза туземцам не смотреть - они могут мгновенно возбудиться, броситься на тебя и убить. Запомнилась одна фраза, которую нам сказали проводники перед походом в глубь острова. Фраза начиналась со слов: "Если вернемся, то..."
Что касается человечины, то нам, по крайней мере, ее предлагали. В одном племени, как почетным гостям, принесли запеченный кусок мяса, завернутый в банановый лист. Мы развернули лист - там было человеческое предплечье. Нам рассказали, что у них тут случились разборки с соседями по крокодиловой охоте, они что-то не поделили, убили одного из парней и вечером вместе с крокодиловым мясом благополучно его скушали. Для них это нормально. Эти люди - одни из самых примитивных, к тому же они агрессивны по своей природе. Некоторые племена охотятся за человечиной просто потому, что вокруг мало съедобных животных, для других поедание убитого врага - своеобразный ритуал.
- Да уж... А как с этим в Африке?
- В последней экспедиции мы были в племени карамоджонгов в Уганде, близ границы с Суданом. Карамоджонги - скотоводы, и иногда они пьют кровь животных. Опять же - иногда для ритуала, но бывает (если, например, засуха и не хватает еды), что и для восстановления сил, вместо пищи. Они сливают кровь в большой сосуд, добавляют специальный порошок, чтобы она не свертывалась, и по очереди пьют. Кровь очень калорийна - быстро утоляет голод, повышает тонус, а в больших количествах даже действует как алкоголь. По большому счету, если дать им человеческую кровь, они тоже будут ее пить, им все равно - просто у них принято пить бычью.
В таких путешествиях невозможно все предусмотреть заранее. В некоторых племенах даже в туалет спокойно сходить нельзя: идешь в лес, а женщины и дети следуют за тобой, садятся кругом и смотрят, как ты справляешь нужду. Большая опасность - различные тропические болезни и насекомые (в первую очередь - муха цеце). Бывали и другие неприятные сюрпризы. Когда путешественники пробирались сквозь джунгли к пигмеям, Олег едва не угодил в ловушку: поперек звериной тропы была протянута замаскированная травой лиана, к которой привязано наверху между деревьями толстое бревно, и тут же - глубокая яма, утыканная кольями. По задумке охотников, оглушенный зверь должен упасть в яму на колья - здесь шансов выжить ему не остается.
- Что запомнилось вам из быта пигмеев больше всего?
- Начнем с того, что мы были первой экспедицией из России, которая снимала пигмеев. Более всего запомнилась их охота. Правда, перед охотой нам пришлось обмазаться с ног до головы разбавленным пометом антилопы. Проводник объяснил, что пигмеи обмазываются пометом для того, чтобы во время охоты иметь тот же запах, что и животные.
- А как туземцы относятся к белым людям?
- Еще Миклухо-Маклай писал, что они относятся к белым, как к своим первопредкам, пришельцам с Луны. И в Папуа - Новой Гвинее мы убедились, что так оно и есть. А вообще для них главное - оставить после себя здоровое потомство, цвет кожи в таких случаях значения не имеет. Эти люди живут просто по законам природы.
- Что вы чувствуете, возвратившись домой? Тянет назад?
- Понимаете, там совершенно другое мироощущение. Самую удивительную в этом смысле культуру мы обнаружили на одном из островов архипелага Ментавай. На этом острове живут люди, которые, прежде чем сорвать какой-нибудь несчастный кокос, долго-долго разговаривают с ним. У них совсем другая психология: они убеждены, что ничего в этом окружающем мире, в этой природе нельзя трогать и менять просто так. Сравните это с нашим "цивилизованным" отношением к природе!
Смотрите также:
- НА ТЕРРИТОРИИ СНГ ОБИТАЮТ БОЛЕЕ 50 ВИДОВ ТАРАКАНОВ. Таракан: вечная тварь, пережившая динозавров →
- Покажите мне единорога! →
- Ужин с людоедами-3 →