СКОРБНЫЙ РЕПОРТАЖ. Ад на переезде

   
   

Ужасная трагедия в Ростовской области заслонила собой все возможные темы нашего комментария. Нелепость и беспощадность гибели школьников так потрясла, что после общения с оставшимися в живых детьми умер от сердечного приступа следователь по особо важным делам Сергей Чувилев. Вот о чем сообщает наш собственный корреспондент из Ростова.

ДЕТСКАЯ смерть сама по себе нелепа и ужасна, но в таких масштабах она просто чудовищна. Два хутора - Новоракитный и Малодубравный враз поседели от горя, надолго умолкли здесь детские голоса и смех. Их всех похоронили в ненастный сентябрьский день, когда казалось, и небо оплакивало уснувших навсегда детей. Накачанные предварительно успокоительным матери могли лишь стонать и причитать, отцы рыдали. "Господи, за что?! Почему?!" - повторял один. "Суки, детей убиваете!" - безумствовал другой. Первый шок они уже пережили, когда находили среди камней и металла своих детишек, когда потом опознавали их в Батайской горбольнице, и стоны безумного горя потрясали окружающие улицы.

БЕЛОРУССКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

НА ЭТОМ переезде долго еще будут лежать живые цветы. Родители приезжают сюда каждый день, ищут в камнях и траве хоть что-нибудь, оставшееся от детей. У многих проезжающих через переезд в глазах стоят слезы.

Об этом захолустном, похожем на тысячи других переезде узнала вся Россия. Он стал еще одним напоминанием о "белорусском эксперименте", начатом в СССР, когда с переездов убрали охрану. С тех пор все они - опасная зона. Ежеквартально в нашей области происходят трагедии, но последняя перекрыла все.

В то утро был сильный туман. В дорожном магазинчике около переезда только что обслужили первых покупателей. И вдруг звук сильного удара, скрежет и крики. Люди бросились к рельсам, моментально осознав, что произошло. На земле кричали выброшенные из автобуса дети, их трудно было увидеть в тумане. Первую девочку не могли отправить в больницу, потому что ни одна машина не остановилась, а люди метались, не зная, как помочь. Наташу и Володю Манушкиных буквально вытащил из металла их папа, который ехал на машине почти за автобусом. Через 10 минут после случившегося эти дети уже были в Батайской горбольнице.

К МЕСТУ трагедии помчались "скорые". Туда прибежали родственники пострадавших детей. Происходившее было ужасно. Каждый родитель искал своего ребенка. Вдоль полотна брел мужчина, прижимая к себе полтела сына...

Работа у медиков тоже была не для слабонервных. Пытались реанимировать каждое изувеченное тельце, если был хоть малейший шанс, делали непрямой массаж сердца, дыхание изо рта в рот. Некоторые сердечки удалось запустить. Молоденькая женщина врач потеряла сознание, когда малыш, которого она, казалось, уже начала вытаскивать с того света, скончался у нее на руках. Живых, а потом мертвых стали развозить по больницам - в Батайск, Кагальник, Кировскую. Легко пострадавших не было. Даже Лена Болдырева, которую первой выбросило из окна автобуса и которая сама добралась до дома, казалась неповрежденной лишь на первый взгляд. К вечеру у нее прошел шок и стала сильно болеть голова - с тяжелой черепно-мозговой травмой Лену доставили в больницу.

Одним из последних был госпитализирован и основной виновник трагедии - шофер школьного автобуса. Из-за тяжелейших травм его то ли сперва сочли мертвым, то ли просто не до него было, когда вокруг истекали кровью столько детей. Когда он пришел в себя и огляделся, то простонал: "Господи, почему я жив? Хоть бы мне умереть скорей!"

"НИЧЕГО, ПРОСКОЧИМ"

КОНСТАНТИН Сидельников, 29-летний водитель, проработал на этом маршруте около недели. До этого детей никогда не возил, но в его автохозяйстве "Лада" в станице Кировской говорят, что имел на это право. В то утро пьяным он не был и после проверки отправился на маршрут. Собрал детей в хуторах, а когда подъезжали к переезду, некоторые заметили: "Дядя, звенит, поезд едет". "Ничего, проскочим", - были его слова.

Никто теперь не знает, горел ли красный свет на переезде. В магазинчике, стоящем рядом, говорят, что фонарь там давно не светит, да и привычного гудка локомотива в то утро они не слышали. Многие обвиняют в случившемся железнодорожников, которые бросили на произвол судьбы переезды. Другие готовы расправиться с водителем. Его семья вынуждена была бежать из Кировской, а сам он находится в больнице под охраной милиции.

СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?

ВИНЫ водителя умалять ни в коем случае нельзя - она очевидна. Но директор Кировской школы, где учились погибшие дети, В. Богун сказал: "Трагедия произошла, и виновата здесь сама система. Этот маршрут действует уже 28 лет. Совсем недавно с него ушел опытный водитель, потому что ему не платили денег.

Раньше, когда существовал наш совхоз Вильямса, школа всегда была в центре внимания, с автобусом проблем не было. Теперь все разделилось: мы сами по себе, автохозяйство - отдельно, фермеры - отдельно. Но детей-то учить надо. А кто будет платить за проезд?

Родители должны вносить по 40 тысяч в месяц за ребенка, но многие отказываются. Автохозяйство прощает нам долги, но водители-то из-за низкой зарплаты уходят, вот и получилось, что все шло к беде. Неохраняемый переезд, новый водитель, туман, светофор... И в результате страшная трагедия".

В этих словах есть смысл. Все посчитали произошедшее трагической случайностью, эта же мысль прозвучала в речи вице-премьера О. Лобова, прибывшего в Ростов. Но если вдуматься, трагедия все же была закономерной. Каждый недоделал чуть-чуть, и за безответственность всех дорогой ценой заплатили невинные дети. Будет ли это уроком?

Страшный переезд оснастили новыми трансформаторной будкой, светофором, заасфальтировали рядом дорогу. Но сколько их еще, потенциально опасных переездов?

В ту самую Кировскую школу в последние дни не приезжают на занятия ученики из второго отделения бывшего совхоза. Родители боятся отпускать их. Им обещали построить дорогу к школе, минующую переезд, и много чего еще обещали. Но ничем не восполнить потерю. Дай Бог, чтобы не случилось новой трагедии! Брат погибшего Сережи Богославского, Женя, сидя на насыпи у переезда, куда он приходит каждый день, грустно сказал: "Люди, как собаки, между собой перегрызлись из-за денег. Это их Бог наказал".

О погибших скорбят. А в ростовской больнице БСМП-2 идет борьба за жизнь оставшихся детей. На счет поступают деньги от знакомых и неизвестных людей. Вот только дошли бы они по адресу...

Смотрите также: