ЧТО Я ВИДЕЛ. Опасная охота за впечатлениями

   
   

СРЕДИ скромных российских научных работников, вероятно, найдется не так уж много злостных нарушителей государственной границы. Пакистано-китайской - и того меньше. И уж точно житель Новосибирска Владимир ЛЫСЕНКО является единственным кандидатом физико- математических наук, умудрившимся нелегально пересечь оный рубеж никак не менее ста с лишним раз! При этом он отнюдь не шпион, контрабандист или какой другой головорез - просто неисправимый романтик, каковые, к счастью, еще встречаются в наше прагматичное время.

В течение многих лет фанатичный любитель водного туризма проводил отпуск с веслами в руках и стал первым в мире человеком, спустившимся по рекам с четырнадцати самых высоких гор на планете (так называемых "восьмитысячников"), а также с главных вершин всех континентов. Недавно он заглянул в редакцию "АиФ" и рассказал немало интересного.

О НАРУШЕНИИ ГРАНИЦЫ

ПРОИЗОШЛО это весной нынешнего года в Китае. Есть там на границе с Пакистаном гора Чогори. Вторая по высоте в мире. Я с нее уже сплавлялся в 92-м году по реке Яркенд, а тут решил по другому маршруту -по пограничным Чогиру и Шаксгаму. Четыре года назад китайские власти этого не разрешили, а теперь за некоторое количество долларов военные дали согласие. С китайскими пограничниками мы договорились, а пакистанские, к счастью, вообще не заметили, что у них под носом русские плывут. Если бы нас засекли, то запросто могли подстрелить, ведь за 30 километров мы раз сто грубо нарушили границу, которая проходит как раз посередине реки.

Я, кстати, всем путешественникам советую: не вступайте ни в какие конфликты ни с властями, ни с местным населением. Вот, скажем, те же папуасы. Они, конечно, может быть, и каннибалы, но я их не обижал и не давал повода меня скушать. Так же надо и с властями.

ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ, СТРАХЕ И СТРЕССАХ

НЕ СКАЖУ, что одному в горах так уж жутко, но что-то, конечно, на тебя давит. Помню, повредил мениск, двигаться не могу, сижу на берегу, и так тоскливо вдруг стало - вокруг-то ни души. Без напарников быстрее устаешь, притупляется чувство опасности, а значит, несмотря на опыт, можешь сделать ошибку. Так и случилось в Непале, на реке Дудх-Коси. Устал я и поленился лишний раз забраться на скалу и поглядеть, что за поворотом. А, думаю, пронесет! Поплыл. Вышел за поворот, а там река перегорожена огромными валунами и вся вода пробивается в метровую щель. Ширина моего катамарана - два метра. Я такие вещи видел, знаю, что дальше будет: вода наваливается, плот разламывает, а потом смесь обломков и человеческих костей бросает в водопад, который образуется с другой стороны.

Но когда жить хочешь, решения принимаешь мгновенно.

Ставлю катамаран вертикально, сам между двух гондол и... протискиваюсь в щель. Падаю в водопад, там пена сплошная, все кипит... Летишь - и ждешь удара. Если каменюка какой- нибудь сидит на дне - об него головой "трах" - и все. Но повезло...

Это был, пожалуй, мой самый трудный маршрут. А вообще каждый сплав - это стресс. Специальных рецептов выхода из него у меня нет. Выбрался на берег, чайку попил - ох как хорошо! И двигаешь дальше. Спиртного, кстати, я никогда с собой не беру, а водку вообще не употребляю.

О РАЗЛИЧНЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ ГОСТЕПРИИМСТВА

В СЛАБОРАЗВИТЫХ странах путешественнику нужно держать ухо востро. Чуть зазеваешься - прощайся с вещами! Вот в Непале, например. Там, конечно, буддизм; ребята все веселые и приветливые, улыбаются, но при первой возможности что-нибудь у тебя уведут. Отвернулся - ножика нету. Я начинаю выяснять: " Кто нож взял?" Все возмущаются: "Надо же - нашлась ведь какая-то сволочь!" Но краденого не возвращают. Ладно - эти хоть с улыбкой воруют, а вот в Танзании моего напарника кинооператора Гену Копейка чуть не зарезали.

Прямо возле гостиницы четыре здоровенных африканца стали отбирать у него дорогую японскую фотокамеру. Гена, конечно, возмутился, и его полоснули ножом но руке. Отняли деньги, часы и кофр с фотопринадлежностями, где были, кстати, и все отснятые в Танзании пленки,... Хорошо хоть последствий ранения не было - это же Африка, и на лезвии вполне могла быть какая-нибудь тропическая зараза...

Ограбили меня и в Индонезии, когда сплавлялся по рекам Кемабу и Дарево с горы Джая. В маленькой деревне среди болот, где жителей всего-то человек сорок, я буквально на пять минут оставил рюкзак без присмотра - и пожалуйста. Правда, стащили на этот раз только продукты.

Это я понимаю - народ у них там жутко голодный. На высоте 3- 4 тысячи метров ни черта не растет, только картофель сладкий и крохотные бананчики. Дети все ходят с огромными животами - опухли от голода. Я тоже четыре дня ничего не ел, только чай пил, а потом один местный житель угостил меня маленькой картофелиной. В деревне принципиально не пользуются никакими достижениями цивилизации, кроме пластиковых бочек для переноски воды. Житуха, словом, паршивая. И, что удивительно, сами папуасы никогда не плавают по своей реке. Встретили они меня настороженно: зачем пришел? что за дурость? Но потом привыкли и не обижали...

О КРОКОДИЛАХ, ПИЯВКАХ И ПРОЧЕЙ ЖИВНОСТИ

НЕ ИСПЫТЫВАЛ я недостатка в "общении" с разнообразными представителями животного мира. На Голубом Ниле в Эфиопии однажды встретил одиннадцать крокодилов, которые находились буквально в трех метрах. Иду на катамаране, а они на меня смотрят. Оценивают - что, мол, это такое плывет? Опасно это или не опасно? Съесть или не съесть? У крокодила ведь запрограммировано: если плывет человек, то нужно немедленно схватить, потому что это вкусно - мясо хорошее. Но тут какое-то непонятное сооружение, и он не знает, что с ним делать. И решает в конце концов не рисковать - а вдруг это что-то его съест? Пусть лучше плывет себе! Местных же крокодилы кушают за милую душу. Приплываешь в деревню, а там только вчера мужика съели. Другой без ноги ходит, третий без руки - тоже эти ребята зеленые постарались... А меня вот не тронули...

Зато в Непале все время пиявки кусали. Укусит, насосется крови и висит, как сосиска. Набирается их несколько штук. Неприятно, конечно, но не смертельно.

На Аляске сталкивался с медведями-гризли. Их там в национальном парке - полно! Существуют даже специальные правила поведения при встрече с медведем. Если мишка к тебе идет, надо вытянуть руки в стороны и показать, что у тебя нет оружия, - как полицейскому! Ну а коли он не реагирует, ложись на землю и закрой шею рюкзаком, чтобы не загрыз. А вообще-то с людьми всегда больше проблем, чем с животными. В Перу, например, на Амазонке, незадолго до моего появления местные террористы убили американскую семью - отца, мать и двух ребятишек. Они, видите ли, противники правящего режима и, чтобы досадить президенту, нападают на туристов. Такие гораздо хуже зверей...

С путешественником общались Игорь ПОПОВ, Ольга КОСТЕНКО

Смотрите также: