Мало найдется на земле мест страшнее, чем тюрьма. Частенько, не выдержав условий содержания, заключенные идут на всякие ухищрения, лишь бы оказаться хотя бы на время в больнице. Самые отчаявшиеся наносят себе довольно серьезные увечья: становятся, к примеру, "крестоносцами".
КОГДА "КРЕСТ" - СПАСЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕННЫЙ Гахраман, доведенный сокамерниками до отчаяния, связал тонкой резинкой два гвоздя крестом, потом соединил их в одну линию; с одного конца воткнул кусочек сала и, пренебрегая всеми мусульманскими законами не есть свинину, сумел-таки все это проглотить... Его увезли через три дня, когда Гахраман стал корчиться от боли. В госпитале сделали операцию, рана заживала долго, а когда наконец больной поправился, подоспел приказ выдать Гахрамана азербайджанскому правосудию... В последнее время многие заключенные становятся "крестоносцами" все чаще и чаще...
УНИКАЛЬНЫЕ КАЗУСЫ
ХИРУРГ Юрий Терещенков вытащил картонную коробку, полную ржавых железных предметов. Если бы это сделал завхоз или бригадир строителей, то никто не удивился бы, а тут врач на стол добро такое вывалил. Чего только здесь не было: гвозди, электроды, длинная, похожая на усы, проволока, пластинки от скоросшивателя, лезвия - и целые, и кусочками, болты с гайками, медные трубочки, ну и "крестов" было немало. Я насчитал их 12 штук. Иногда происходят совершенно дикие случаи, которые не поддаются никакому объяснению. Как-то проглотил заключенный несколько болтов, один из которых застрял в трахее. Исследовал пациента известный смоленский профессор Борохов: по всем медицинским канонам должна была последовать бронхоспазма, затем - неизбежная смерть. А человек целую неделю ходил - и ничего. Профессор заявил, что это казуистика, случай в его практике невероятнейший.
Другой заключенный попал в больницу после того, как "съел" около двух сотен гвоздей. Прооперировали - и жив остался. Многие "трофеи" хирурга Терещенкова идут в дело: гвозди время от времени забирает завхоз, а болты понадобились недавно для починки мотоцикла одному из сотрудников больницы. "Был у меня пациент по фамилии Грошев, - рассказывает Юрий Терещенков, - так тот детали кроватей любил проглатывать. Пружины, скобы, штыри... Каждая операция проходила с трудом: кишечник у него оказался так "запаян", что до нужного места было и не добраться".
Бывает, что заключенные загоняют себе в грудь или в живот какие-нибудь острые предметы. И делают это так умело, что внутренности не повреждают.
Недавно был уникальный случай: заключенный еще в КПЗ проглотил металлический предмет. Через 9 месяцев попал в хирургическое отделение с диагнозом "прободение желудка". Стали рентген делать, обнаружили инородное тело, про которое он сам забыл. Конечно же, металл в желудке оказался весь изъеден. Но спасли человека, жив остался.
В любой зоне точно знают, что нужно проглотить, чтобы попасть на операционный стол. Чем длиннее предмет, тем больше шансов. Верный способ уйти "на отдых" - съесть шашечку домино. Или медицинский градусник: предмет, казалось бы, обтекаемый, но сам он из желудка не выйдет, непременно нужно резать. Юрий Терещенков делает в год свыше 100 операций, но за 13 лет работы в его отделении не было ни одного смертельного исхода. Именно об этом хорошо осведомлены "крестоносцы" и "шпагоглотатели". Некоторые, прежде чем проглотить металлические предметы, для безопасности заворачивают их в полиэтилен.
Уже через день после операции незадачливый пациент встает на ноги, самостоятельно ходит, а через неделю, когда у него снимут швы, снова возвращается к месту заключения до следующего заглатывания.