Сопоставление документов из недоступных в прошлом архивов с некоторыми известными ранее публикациями подчас позволяет посмотреть на привычные вещи с совершенно неожиданной стороны...
Из статьи в газете "Известия" под заголовком "Устремленный в будущее", 22.8.71 г.
"Талант Михаила Аникушина всегда называют лирическим... И вот скульптор берется за создание 16-метрового монументального памятника В. И. Ленину на новой - Московской площади (речь идет о Ленинграде. - Ред.)... Окончательному решению предшествовали долгие поиски...
Как избежать уже привычного? Открытого другими? Как отойти от этого и в то же время не поступиться документальной достоверностью? Об этом он думал непрерывно и в конце концов нашел: надо передать в скульптуре момент ленинской речи, сгусток энергии, страстную устремленность, неистовую силу человеческого духа... Не каждый, кто видит такого Ленина... соглашается с подобным решением..."
Из дневниковых записей старого большевика Л. Муркина об осмотре памятника ленинградскими руководителями 14.7.71 г.
"Подъехали к памятнику Ленину. Я, бросив всех, пошел искать точку, откуда все будет ясно. Встал. Вскоре подошла Павлова (начальник Главной инспекции по охране памятников. - Ред.). Посмотрела. "Да, я слыхала об этом. Мне ясно. Я отойду. У вас будет мужской разговор..."
Подошли Заварухин и Попов (секретарь горкома КПСС и зам. начальника ГлавАПУ. - Ред.)...
Попов: Этот памятник нужно снимать. Он - плохой. Кроме этой позы, дающей повод для антисоветских элементов (так в тексте. - Ред.) и зубоскальства обывателя, у него танцующая походка, особенно видно сзади, слева, и очень не Ленина рот. Нижняя челюсть не соразмерна фигуре.
Заварухин: Нужно предложить Аникушину исправить положение руки. А в Венеции есть памятник с таким же "эффектом", который сознательно был сделан, чтобы насолить королю..."
Из обращения старого большевика Л. Муркина в УКГБ по Ленинградской области, 25.8.71 г.*
"В Ленинграде на Московском проспекте поставлен памятник В. И. Ленину, созданный М. К. Аникушиным и архитектором В. А. Каменским. Памятник неприличен и может служить темой для антисоветских высказываний и сальных анекдотов обывателя (если встать слева от памятника на бровку у тротуара Московского проспекта, то виден торчащий PENIS)...
Так как авторы памятника выдвигаются на Гос. премию СССР, то мною было направлено в июле 1971 г. письмо в Комитет по присуждению Ленинских и Государственных премий СССР, в котором я возражал против выдвижения их на Государственную премию...
Поскольку памятник может быть использован для антисоветских целей, то я обращаюсь к органу безопасности с просьбой помочь снять памятник с пьедестала..."
От редакции. Иными документами, позволяющими проследить развитие событий вокруг данного памятника, мы не располагаем. Поэтому приходится полагаться на устные свидетельства.
Судя по всему, ленинградское руководство той поры загнало само себя в угол. С одной стороны, вокруг нового памятника была раздута сильнейшая идеологическая кампания. Газеты пестрели "парадными" публикациями, к памятнику сгоняли пионеров и школьников, а в Лениздате вышла соответствующая цветная открытка (на ней Ильич был заснят анфас). В таких условиях даже помыслить о демонтаже памятника Ленину - да еще в Ленинграде! - никто в руководстве не смел.
С другой стороны, участившиеся обращения ленинградцев "в инстанции" показывали, что многие люди категорически не желали мириться с появлением в городе такого монумента. Жители кварталов, прилегающих к Московской площади, насчитали у памятника не менее шести "неприличных" ракурсов.
Выход был найден в традиционной советской манере. Шумиху в печати постепенно свели на нет. Памятник так и не демонтировали, однако ни Ленинских, ни Государственных премий его создатели за свое творение так и не получили.