ЭТОТ до неправдоподобия скромный, незаметный человек, одетый во все черное, вошел в политику давно, хоть и незаметно. Но официальное назначение Бориса Абрамовича Березовского на государственный пост вызвало бурю эмоций. Трудно найти личность, вызывавшую бы столько пересудов: все знают, что он один из богатейших людей страны, но никто не знает цифру его состояния и на чем он его заработал; все знают, что он был связан с Листьевым, но никто не знает как; наконец, эта его история с израильским гражданством...
"АиФ" решил на месте разобраться в том, что делает Березовский в своем новом амплуа и как это у него получается. Наш корреспондент отправился вместе с замом секретаря Совета безопасности по маршруту Грозный - Алматы - Тбилиси - Баку - Ереван в специально зафрахтованном "Ту-134а" представительского исполнения.
ГРОЗНЫЙ
АВИАЦИИ и артиллерии тут есть что вспомнить. Грозный собирались сровнять с землей. И можно сказать, что сделать это удалось. Центр города похож на Спитак после землетрясения - невысокие холмы из железобетонного мусора вместо домов. Но есть и "целые" дома - внутри все разнесло, а изукрашенные пулями и снарядами стены стоят. Посреди города большой парк - деревья без веток, как скелеты. Такая грандиозная декорация для съемок фильма "Сталинград после битвы" или "Хиросима на следующее утро".
И уже снимают: за пять тысяч фотограф запечатлит вас на фоне живописных руин. Кроме фотографа наблюдаются и другие признаки мирной жизни - улицы метут, рынок работает, кое-где видны даже строители. Причем видны преимущественно на восстановлении старых особняков в центре города и строительстве многочисленных новых вилл по окраинам - в Чечне появилось много богатых людей, им надо где-то жить. А малоимущим жилье построят русские.
Как раз этим - сколько Россия заплатит за эти руины - занималась "объединенная переговорная комиссия". В Грозном уцелела всего одна школа, и в ней шли переговоры. Шли они двадцать минут и состояли главным образом из знакомства: чеченский представитель огласил список из двух или трех десятков фамилий и должностей (в Чечне и министерство культуры есть, и министр образования свой, хотя еще Дудаев распустил школы, - то есть весь "необходимый" спектр ведомств), а потом российский зачел своих.
Так они, "переговорные комиссии", и сидели - в пальто и куртках в неотапливаемом помещении, от каждой стороны по три десятка мужиков в должности не ниже замминистра. И занимались, видимо, консенсусом. Никто никаких бумаг даже не доставал. Только Березовский занимался хоть чем-то полезным - ел виноград.
То, что Лебедь делал один, теперь делает "переговорная комиссия". Это Иван Петрович Рыбкин придумал, чтобы на переговорах работали представители министерств. Неудивительно, если вскоре число членов комиссии увеличится с тридцати до пятидесяти или, скажем, ста. Переговоры - в массы!
БЕРЕЗОВСКИЙ - ТОТ ЖЕ ЛЕБЕДЬ, ТОЛЬКО БЕЗ ПОНТОВ
НЕ СТОИТ обманываться насчет скромной должности Березовского. Фактически место Лебедя занял не Рыбкин, а он. Генерал может быть спокоен - его нет, но дело его живет.
Вспомните, как летал на переговоры Лебедь - серьезно, с ночевками. А Рыбкин? Утром приехал, вечером уехал. Зато графики поездок его зама сильно напоминают стремительные генеральские вояжи. Всего две недели, как Березовского назначили, а он уже второй раз на Кавказе, и снова он не ограничивается одной Чечней, а едет дальше.
Вспомните, как жестко централизован был переговорный процесс на Лебедя персонально. Точно так же единолично договаривается и Березовский со своими партнерами по переговорам.
Весомая роль Березовского нашла себе подтверждение в его вояже по странам СНГ, где он был уже без своего "патрона". В этих визитах фамилия российского гостя явно перевешивала табличку на дверях его кабинета. Кто такой зам. секретаря Совбеза? Ступенька в пирамиде государственной власти? Но надо было видеть, как эту "ступень" встречали.
Всюду на полосу подавали кортеж из "мерседесов" и полицейского сопровождения, а в Баку "старая лиса" Алиев выкатил скромному российскому чиновнику правительственный "ЗИЛ" и всю трассу следования кортежа оцепил патрулями, только что не выгнал толпы детишек с флажками - так обычно встречают глав государств. Во всех столицах он встречался с президентами лично, с глазу на глаз, и беседовал по нескольку часов.
КРУТОЙ МАРШРУТ, ИЛИ ШЕРШЕ ЛЯ НЕФТЬ
ИТАК, Березовский оказался достойной сменой Лебедя и развернул еще более бурную деятельность. Но у многих вызвал, мягко говоря, недоумение маршрут. Закончив переговоры в Назрани, Березовский вылетает к ближайшему соседу Чечни - в Казахстан, чтобы с Назарбаевым "обсудить чеченские проблемы". "Он бы еще на Тибет слетал с Далай- ламой о Чечне поговорить", - шутили журналисты.
Но странным это кажется только на первый взгляд. Чечня сама по себе малоинтересна. Зато трудно найти на юге того, кому бы не был нужен трубопровод, проходящий через Грозный, Буденновск, Первомайское и прочие дорогие любому русскому сердцу места. Эта труба на сегодняшний день - главный путь продажи нефти западным покупателям. А нефти на юге много.
В Казахстане разрабатывается огромное нефтяное месторождение (может, отчасти и поэтому новый дворец Назарбаева, символизирующий богатство страны, отделан и обставлен так, как не обставлены все пятизвездочные отели Москвы). Как после этого Нурсултану Абишевичу не беспокоиться о Чечне и не справляться о здоровье Ельцина, если он рассчитывает продавать через ее трубопровод нефть и уже вбухал в этот проект кучу казахстанских и заемных денег?
Баку. У Алиева нет нового дворца, но это временно. Потому что разведанные запасы нефти на каспийском шельфе сопоставимы с кувейтскими. Западные компании уже вложили в разработку этих месторождений миллиарды долларов и продолжают вкладывать. В следующем году пойдет первая нефть. И заметьте - эту нефть тоже надо будет куда-то транспортировать.
Сегодня это можно сделать двумя путями: 1) трубопровод от Баку, через Дагестан и Чечню, до Новороссийска (а там переливать в танкеры и везти в болгарский Бургас, чтобы снова залить в трубу и отправить непосредственно европейскому потребителю); 2) и маломощный трубопровод по территории Азербайджана и Грузии до порта Поти. Самый же короткий маршрут к Черному морю про ходит, вернее, мог бы пройти через Армению. Но для того чтобы он прошел, Березовскому придется помирить Азербайджан с Арменией, то есть решить карабахскую проблему. И Борис Абрамович говорит, что может ее решить. Правда, в этом случае Россия выпадает из нефтяного проекта.
Нефтеносные республики смотрят на Россию (читай - на чеченскую "трубу") и думают о том, связываться им с северным соседом или поискать партнеров на юге. Может быть, поэтому Алиев после пятичасового разговора вышел как огурчик, а Березовский уставился в одну точку и благодарил "мудрого Гейдара Алиевича за преподанный урок".
СВОЙ ИНТЕРЕС
ТО ЕСТЬ миссия Березовского была убедить страны СНГ, что с войной покончено и Россия не такая имперская, как была раньше. Это нужно России и это нужно Березовскому - на этом этапе их интересы совпадают. Но вот почему совпадают - это вопрос.
Существует международный договор между Азербайджаном, западными нефтяными компаниями и Россией. Нефть - бакинская, добыча - западная, транспортировка - российская. И вот здесь самое интересное. Первая нефть пойдет в августе следующего года, и если Россия не сможет доставить нефть в Новороссийск (то есть в Чечне будет война, и трубу взорвут), то она должна будет залить в танкеры свою собственную. Учитывая, что сибирская нефть значительно хуже бакинской, после пересчета на эквивалент по октановому и парафиновому числам Россия будет должна почти в два раза больше черного золота. Вот чем грозит война в Чечне.
В принципе Березовский от такого расклада только выигрывает. Государство, вернее, государственная компания "Транснефть", чтобы рассчитаться с партнерами, будет покупать полезное ископаемое у его, Березовского, "Сибнефти". Но, видимо, доктор математических наук задумал более многоходовую и более выгодную комбинацию.
Оно и понятно. Война стала утомлять даже военных. Платить бешеные деньги за не транспортированную из-за войны нефть бюджет долго не сможет, какие бы хорошие у Березовского с Чубайсом ни были отношения. Какой отсюда вывод? Он понятен, если взглянуть ретроспективно на жизнедеятельность Бориса Абрамовича.
Все его дела были связаны с государством. ЛогоВАЗ - эксклюзивная продажа автомобилей ГОСУДАРСТВЕННОГО завода, более того, главного автозавода в стране. АВВА - автомобильный ВСЕРОССИЙСКИЙ альянс, ставивший целью ни мало ни много возрождение ОТЕЧЕСТВЕННОГО автомобилестроения. ОРТ - ОБЩЕСТВЕННОЕ РОССИЙСКОЕ телевидение (если так он хотел собственный телеканал, пускай бы создал с нуля, как Гусинский НТВ, или купил бы готовое ТВ-6 - нет, ему нужно было именно российское и общественное). Березовский всегда стремился к государственности своего статуса. Потому что большой бизнес возможен в России, только если на тебя работает государство.
И похоже, что на этот раз Березовский задумал вместе с государством грандиозный бизнес. Смотрите, он говорит о том, что Чечню должны поднимать частные инвестиции, более того, он "готов безусловно" вложить свои собственные средства. Еще он говорит, что, для того чтобы было куда вкладывать, надо перенести в Чечню российское приватизационное законодательство и эту самую приватизацию в республике провести.
А единственное, что Березовского с его масштабами может интересовать в Чечне, - это тот самый трубопровод. Интересно, как будет называться новое детище Бориса Абрамовича - Всероссийский нефтяной альянс? А лучше так - Общественное Российское нефтеснабжение...
В любом случае важно то, что интересы государства и интересы Березовского на его сегодняшнем посту совпадают. Потому он костьми ляжет, но войны в Чечне больше не будет, и дважды ляжет, чтобы бакинская и казахская нефть не ушли в Турцию - там-то его поди не назначат заместителем секретаря Совета безопасности...
Наконец в нашей стране стали понимать, что бизнесмены могут быть полезны для всего общества, если им это выгодно.
Смотрите также:
- Борис Березовский. Откровенно о власти →
- А. Лившиц: "С Россией еще считаются" →
- Работяги залакируют Путина →