Кругосветка на яхте со свалки

   
   

Сегодня в Роcсии на слуху имена разве что двух путешественников: Сундукова и Конюхова. Однако "АиФ" разыскал человека, чьи заслуги впечатляют не меньше.

...ИДУЩИЙ навстречу аргентинский военный корабль замедлил ход, и Гвоздев подумал: "Сейчас начнут приставать с расспросами". Но вместо этого аргентинцы сделали вокруг яхты с российским флагом два круга почета, и офицеры на ходовом мостике отдали Гвоздеву честь. Так коллеги-моряки выразили восхищение смелостью незнакомца, отважившегося на крохотной яхте пройти суровый Магелланов пролив. О том, что 67-летний россиянин совершает одиночное кругосветное плавание, они, естественно, не догадывались. И само собой, им даже в голову не могло прийти, что миниатюрную яхту "Саид" Евгений соорудил собственными руками на балконе своего дома, используя материал, найденный на городских свалках.

В ЭТУ кругосветку Гвоздев отправился 17 мая 1999 года из порта родной Махачкалы. Яхта "Саид" длиной 3,7 м и шириной 1,4 была до отказа забита питьевой водой и консервами в расчете на четыре месяца автономного плавания. Для самого путешественника места оставалось настолько мало, что спать в рубке он мог лишь сидя, да и то вытянув ноги на палубу. Провожавшие его друзья в душе боялись, что видят Евгения в последний раз. Шутка ли - на таком утлом суденышке да через три океана! Единственное, что вселяло надежду, - колоссальный опыт Гвоздева. За плечами у него уже была одна кругосветка, правда, в предыдущий раз яхта была в полтора раза больше и предоставили ее спонсоры. А эту пенсионер сделал своими руками.

"От усталости падал за борт"

К ТОМУ ЖЕ на "Саиде" отсутствовало какое бы то ни было техническое оснащение. С собой у Гвоздева был только компас и секстант. Ни о каком автопилоте, GPS (спутниковая навигационная система), локаторе, эхолоте, моторе (на случай полного штиля) речи не шло.

Ночью Евгений мог позволить себе спать только урывками по 15 минут. Боялся, что из-за отсутствия на "Саиде" ходовых огней в темноте его не заметит другое судно и они столкнутся. Бывали случаи, когда моряк вообще не смыкал глаз несколько суток. "После такой вахты наваливается дикая усталость, - вспоминает Евгений. - Велика вероятность свалиться за борт. Яхта такая маленькая, что, держась одной рукой за руль, другой можно дотянуться до воды". Гвоздев и падал несколько раз. Выбирался обратно благодаря страховочному поясу.

Ел Евгений строго по часам четыре раза в день: мясные и рыбные консервы, крупы, макароны, сгущеное молоко, чай, кофе. Готовил на маленькой газовой плитке. Продовольственный вопрос взял на себя мэр Махачкалы. По мере необходимости он делал Евгению денежные переводы. Гвоздев не шиковал и больше 1 доллара в день на еду старался не тратить. Но и это было замечательно по сравнению с первой кругосветкой на яхте "Лена" (1992-1996 гг.). Тогда спонсоры пообещали материальную поддержку, да не сдержали слово. В итоге первоначальный запас продуктов, рассчитанный на три месяца, Евгений растянул на восемь и, дойдя до Канарских островов, похудел на 22 кг. Тогда от голодной смерти путешественника спасли российские моряки. Впрочем, помогали не только свои. Например, в Пуэрто-Рико местное население создало фонд помощи "руссо навигате". Гвоздева одели во все новое, отремонтировали лодку, сшили новый российский флаг взамен изрядно потрепанного и выцветшего. А на прощание вручили путешественнику собранные специально для него 1000 долларов.

"Африканцы потребовали выкуп - 200 тыс. долларов"

В ПЕРВОМ путешествии Гвоздеву так или иначе помогли представители 86 национальностей. Правда, был и отрицательный опыт с сомалийскими партизанами. К берегам Сомали Евгений пристал ночью, спасаясь от шторма. А утром обнаружил рядом с яхтой лодку, в которой находилось несколько чернокожих товарищей с калашниковыми наперевес. Сначала его хотели расстрелять, потом потребовали выкуп в размере 200 тысяч долларов. Но путешественник невозмутимо заявил, что его "скин" ("кожа" по-английски. - Прим. авт.) стоит один цент, а яхту можно в лучшем случае продать за 400 долларов. Тогда партизаны полностью обчистили судно. Вынесли все, вплоть до старых трусов, которыми путешественник мыл палубу. Больше всего Евгений жалел о дневниках и фотографиях. Ему оставили лишь немного воды и чуть-чуть риса.

К счастью, плавание на "Саиде" обошлось без встречи с бандитами. Да и водная стихия была к российскому путешественнику благосклонна. Тяжелее всего пришлось в том самом Магеллановом проливе. Из-за близости Антарктиды было холодно и сыро. Евгений грелся, обнимая алюминиевую канистру с кипятком. Впрочем, одежда все равно оставалась влажной. Прибавьте к этому пронизывающий ветер, который дул все 38 дней перехода. Удивительно, но в свои почти 70 моряк даже не подхватил простуды.

Печальный факт: пока Гвоздев совершал вторую кругосветку, в Махачкале похоронили 12 его товарищей-одногодков. Свою собственную активность Евгений объясняет морем, "которое мобилизует".

Однако Гвоздев ни в коем случае не советует пускаться в путешествие по волнам и океанам без соответствующей подготовки. Сам он больше сорока лет отработал механиком на судне. А выйдя на пенсию, специально пятьдесят раз туда и обратно пересек Каспий на яхте. В целом же мечту обогнуть земной шар Гвоздев лелял в душе почти сорок лет. Сейчас Евгений пишет книгу о своих странствиях. А в 2008 году снова собирается в плавание.

Маршрут второй кругосветки Евгения Гвоздева: Махачкала (17.05.99) - Астрахань - Новороссийск - Черное, Эгейское и Средиземное моря - Гибралтар - Атлантический океан - Южная Америка - Магелланов пролив - Тихий океан - о. Таити - Австралия - Индийский океан - Кокосовые острова - Шри-Ланка - Индия - Красное море - Суэцкий канал - Средиземное, Эгейское, Мраморное, Черное моря - Турция - Сочи - Махачкала (9.08.03).


Анекдот в тему

Корабль проплывает мимо необитаемого острова. Женщина интересуется у капитана корабля:

- А что это там за человек на берегу бегает вокруг костра, прыгает и машет нам руками?

Капитан:

- Не знаю, но каждый раз, когда мы проплываем мимо, он так радуется.

Смотрите также: