Майя Плисецкая. Красота лебединого полета

   
   

Уже несколько лет Майя ПЛИСЕЦКАЯ и Родион Щедрин живут на три дома - в России, Германии и Литве. Каждую неделю они, где бы ни были, покупают "Аргументы и факты" и первым делом обсуждают политические статьи.

НАКАНУНЕ юбилея Майя Михайловна приехала в гости к своему давнему другу - главному редактору "АиФ" Николаю ЗЯТЬКОВУ, чтобы принять поздравления и побеседовать - не только о творчестве, но и о политической обстановке в мире, о русском характере...

"Требуем все от всех"

- ЕЖЕДНЕВНО в "АиФ" приходят письма от россиян: читатели жалуются на тяжелую жизнь, издевательские зарплаты. Чехов в знаменитой пьесе рассуждает: у нас такие просторы, недра, богатства, люди хорошие. А живем никудышно. Сколько после драматурга отцвело "вишневых садов", а народ наш стоит по-прежнему с протянутой рукой. Кто виноват?

- Лень-матушка! Все время - дайте. Требуем от всех все. Дайте нам пенсии, зарплату, квартиру. Страна тебе ничего не должна, она у тебя ничего не одалживала. Ах, государство мало платит, государство мало дает. Мне так надоело это слышать! А государство старается. Но все равно всё мало, всё плохо. Это уже наша ментальность. Хватит! Немцы никогда ни у кого ничего не просили. Все делали сами. Я была в Германии в детстве и видела огромные, величественные здания. Потом посетила Германию после войны, когда Берлин был просто сравнен с землей. Ничего не осталось и от Мюнхена. И посмотрите сегодня на эти города!

У меня недавно было интервью по украинскому телевидению. Они меня спросили: "Что вы пожелаете нам на Новый год?" Я сказала: "Вам должно быть стыдно, что на такой земле, с такими талантливыми людьми вы плохо живете".

- Беднота толкает на баррикады. В обществе сейчас сильны левые тенденции.

- Они всегда были, есть и будут. Всегда будет лозунг "все равны". А сам Бог сделал всех неравными. Один - умный, другой - дурак. Уже неравенство!

- Часть времени вы с Щедриным живете в Литве. У России сейчас прохладные отношения с Балтией, русских там считают за второй сорт...

- Вообще торжества по поводу моего юбилея начали латыши, сделали роскошный гала-концерт. На сцену пришла их президент, обняла меня, поцеловала. Притом, что там не слишком любят Россию. Наш посол сказал мне потом: "Спасибо вам! За полчаса вы сделали то, что мы делаем годы". Вот вам политика!

- Вике-Фрейберга не критиковала Путина?

- Я Путина не дам в обиду. Для меня Путин - первый человек после Петра I. Такого руководителя в России еще не было.

- Но западный мир немножко по-другому оценивает Путина: посадил Ходорковского, в Ирак русских миротворцев не послал.

- А я не слушаю, что Запад говорит, слушаю себя. Я вообще с детства чувствовала неправду. "Ой, ребеночек, миленькая девочка". А я думала: "Ну вот врет тетка!" В политике я тоже чувствую, кто пускает пыль в глаза, а кто говорит правду.

Путин очень много сделал. Нравится это кому-то или нет, но это так. Хотелось бы, чтобы вокруг него были и мощные помощники. Чемпионская команда ему нужна, как в футболе. Мы президенту с Родионом Константиновичем симпатизируем. Россию сейчас не узнать! А Москва какая красавица стала!

- Вы знакомы с Путиным?

- Немного. Он меня спросил, когда награждал и прикалывал орден "За заслуги перед Отечеством": "А я не испорчу платье Кардена?" Даже такую мелочь помнит, что это карденовское платье. Я это тоже оценила.

"Благами, а не цепями надо удерживать!"

- РУССКИЕ таланты сейчас разъезжаются по всем странам в поисках длинного рубля. А где же их патриотизм?

- Я не вижу бедственного положения ни в чем. Ни в спорте, ни в балете. И поют в опере замечательно. Другое дело - все действительно разбегаются туда, где больше платят. У нас балетную школу закончила девочка, которая в первый же год работы уехала в Берлин: там ей предложили хороший контракт. Это Полина Симеонова. Изумительная балерина. Она хочет нормально получать - прима. Уже говорит по-немецки свободно. Много русских работает на Западе.

- Кто-нибудь из наших читателей скажет: понятно, на родину им наплевать.

- Это советская ментальность. Французы, испанцы работают за границей. Почему их никто не упрекает? Сильвия Гиллем - коренная француженка. Танцует в Англии. Ей там больше платят. И никто никогда в жизни ей не скажет, что она не патриотка. В голову такое не придет. Другое дело - я. Люблю свою страну, люблю свой театр, свою публику. Но если говорить о большинстве людей - человек ищет, где лучше, рыба - где глубже. Так было, есть и будет!

Все украинцы гордятся футболистом Шевченко. Он для них - свой герой. Его пытался переманить Абрамович. А Берлускони (премьер-министр Италии. - Ред.) прибавил Шевченко еще денег, крестил его сына. Берлускони его обеспечил до 100 лет. С какой стати ему рыпаться и ехать в эту "оранжевую" революцию? Благами, вниманием и любовью, а не цепями надо удерживать.

- Помните фразу: "В области балета мы впереди планеты всей"? Сегодня Россия тоже опережает всех в танце?

- Знаете, сейчас мир очень изменился. И не только в области балета. Земной шарик стал маленький, поезжай, куда хочешь, работай, где хочешь. Раньше было так: если приехал русский танцовщик за границу, его сразу брали на амплуа премьера. А сейчас все здорово танцуют. Я была дважды председателем жюри на конкурсе в Японии и видела весь балетный свет перед собой. Филиппинцы отлично танцуют классику. Китайцы берут на конкурсе "золото", а французская "Гранд-опера" - "серебро". Все так перемешалось...

- Сейчас во всем мире перелицовывают популярные в прошлом балетные постановки. Старые танцы на новый лад - кому они нужны?

- Знаете, восстановление старого - вещь неблагодарная. Многие делают себе карьеру на том, что переделывают классику. Но я совершенно уверена, что перерисовывать Рембрандта не надо. То же самое - с классическими балетами. Я танцевала по крайней мере 10 разных версий "Лебединого озера". Может быть, даже 15. Но везде написано: постановка Петипа. А ты сделай что-то новое, свое. Не можешь? Как Маяковский говорил: "Не делайте под Маяковского, делайте под себя". Глубоко уважаю создателей. Именно создателей. Они работают на будущее. Сначала "Кармен-сюиту" запретили, а сейчас все говорят: "А кто ж сомневался?.."

У Ратманского есть свой стиль. Он не подражает тому же Петипа. У него истинная интеллигентность, он делает все спокойно. Не шумит, не ссорится. Раньше ведь в театре все на ножах были.

- Большинство балерин - ваших предшественниц были маленькими и полноватенькими. Майя Плисецкая положила этой традиции конец.

- Раньше в балете были 155-160 см. Я со своими 1 м 65 см была уже высокой. И потом, я всегда держалась так, что казалась еще выше. Плюс руки длинные. "Ой, вы небольшого роста, а мы думали, Плисецкая большая", - мне это всю жизнь говорят. Но сегодняшние балерины уже на голову выше меня. Красивые, длинноногие. Мне нравится эта мода. И мальчики тоже большие - начиная с Годунова. Это красиво, сценично.

"Искренность нельзя сыграть"

- БЕРНАРД Шоу сказал: "Друзья познаются вовсе не в беде, а в радости. Сочувствовать гораздо легче, чем порадоваться победе другого". Вы согласны?

- Люди любят сочувствовать, поэтому многие артисты на это напирают, даже на этом себе сделали имя. А сочувствовать-то нечему. Ничего плохого в их жизни не произошло. Они себе придумывают "беды", чтобы их жалели, и на этом зарабатывают очки. Таких немало. А некоторые вообще жили как цари. А сегодня, оказывается, они диссиденты.

- Балетные травмы - это горькая плата за профессию?

- Про себя могу сказать, что у меня на теле нет ни одного "спокойного" места, все травмировано. И спина, и колени, и голеностоп, и икра. Я не знаю, что на мне живое. Все в шрамах.

Однажды во время пируэта я так ударилась пальцем о партнера, что мизинец сломался и повис.

- И вы дальше танцевали?

- Ну а как же еще?

- Сейчас все праздновали ваше 80-летие, и Майю Плисецкую буквально разрывали на части. Такое внимание наносит удар по нервной системе? Как вы перенесли все эти юбилейные торжества?

- Я каждый раз поражаюсь, как ко мне относятся люди. Где бы ни была, везде - восторженные глаза, аплодисменты. Это нельзя сыграть. Видно, что люди искренни. Я для этого жила и живу...


КСТАТИ

НЕДАВНО в Испании наследник престола Принц Астурийский вручил балерине Майе Плисецкой премию за выдающиеся достижения в области балета и огромный вклад в развитие сценического искусства. Впервые такую престижную награду получил представитель балета.

Смотрите также: