ЗНАМЕНИТЫЙ музыкант Арт Блэки приехал на гастроли во Францию. Вот уже три десятка лет этот американский негр возглавляет ансамбль "Джаз мессенджер" - "Посланец джаза", давший миру немало талантливых исполнителей.
- В Соединенных Штатах, - рассказывал музыкант корреспонденту "Юманите", - много несправедливости, расовая политика мало отличается от апартеида в Южной Америке. Ситуация, пожалуй, даже хуже, ибо в Америке все делается скрытно. Как можно заставить поверить в свободу, если на американском Юге и сегодня много людей думает и поступает по отношению к чернокожим точно так же, как 150 лет назад? Там сняли цепи с негритянских тел, но надели их на разум - это такое же рабство. Когда я возвращаюсь в США после гастролей за границей, таможенники спрашивают меня: "Хотите ли вы что-нибудь заявить?" Они имеют в виду мой багаж. И я всегда говорю им: "Да, у меня есть что заявить. Я требую свободы. Ее у меня конфисковали".
Белые дельцы перенимают нашу музыку и зарабатывают на ней кучу денег. Возьмите крупнейших наших музыкантов - Дюка Эллингтона, Луи Армстронга - их музыку воруют, забывая даже упомянуть имена авторов. Искусство черных используют, чтобы набить карманы. Ладно, берите деньги! Но хоть поклонитесь, в знак признательности талантливым композиторам. Но и этого нет!
В Антье, на юге Франции, поставлен памятник Сиднею Бише, чернокожему музыканту, долго жившему тут после войны. По мнению Блэки, это укор Америке. Черному музыканту никогда не ставили памятник в США и едва ли поставят.
Смотрите также:
- СОВЕТСКИЙ СОЮЗ - ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦЕВ. АМЕРИКАНЦЫ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА В СССР →
- КУЛЬТУРА. Барьеры на пути искусства →
- ОНИ О НАС. Что знают в США об СССР →