В ОБЩЕСТВЕ "РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ". НА ДОЛЛАРОВОМ ОЛИМПЕ

   
   

БОЛЬШАЯ, причудливой архитектуры вилла, окруженная ухоженным парком с теннисным кортом, полем для гольфа и плавательным бассейном, в котором плещется подогретая голубая вода, с длинной подъездной дорожкой для автомобилей и ажурной кованой оградой; гараж с несколькими сверкающими никелем и лаком легковыми машинами последних выпусков - "мерседес" для официальных и "вольво" для прогулочных выездов, "феррари" для дальних поездок и джип для прислуги; сверкающая белизной яхта в теплых водах модного курорта, с баром и вышколенной командой: многочисленная челядь, в любой момент готовая со всех ног броситься выполнять любое желание, любой каприз; холеные ясноглазые красавицы с точеным профилем, в дорогих мехах и бриллиантах, с неизменно нежной и преданной белозубой улыбкой на алых устах; дом, набитый всеми чудесами современной техники; чековая книжка на неограниченную сумму, постоянная ложа в опере, вернисажи, светские рауты до утра, высокие ставки на скачках, летом на Средиземном море, зимой на горнолыжном курорте, туфли из крокодиловой кожи от "Гуччи", черепаховый суп самолетом из Парижа...

Так, примерно, рисуется красивая, "сладкая" жизнь богачей обывательскому воображению, постоянно и целенаправленно распаляемому рекламой. Такой жизнью живет элита капиталистического общества. Кто же к ней принадлежит?

ДОЛЛАРОПОКЛОННИКИ

Заглянем для начала в толковый словарь. Читаем: "Элита (от франц. elite - лучшее, отборное) - высшие, привилегированные слои; отборные семена, растения или животные, полученные в результате селекции для дальнейшего размножения или разведения". Итак, самое изысканное, утонченное, избранное, концентрирующее в себе самые лучшие, здоровые качества, которые унаследуют потомки.

Скажем сразу, обывателя не интересуют последующие поколения. Его занимает сегодняшний день. Он всеми силами стремится приблизиться к элите, ибо, в его представлении, это те, кто все имеет и все может. А что же дает такие возможности?

Это, видимо, зависит от критериев, от того, чем измерять ценность личности. У нас, в социалистическом обществе, в основе оценки - труд, интеллект, талант. К элите (в самом слове вовсе нет отрицательного оттенка, который в него нередко пытаются вложить) - к людям, окруженным особой заботой, вниманием общества, получающим моральное и материальное вознаграждение за свой вклад в общее благо, - следует отнести и популярного артиста, и выдающегося сталевара, и известного скульптора, и комбайнера-новатора, и видного общественного деятеля, и текстильщицу- многостаночницу... Это действительно цвет нашего общества, добровольно берущий на свои плечи больший груз работы и ответственности, но не имеющий, однако, за это каких-то особых прав и привилегий, о которых так любит порой кое-кто посудачить.

Могут возразить, что и у нас не так уж редко встречаются бюрократы и взяточники, не по праву и способностям занимающие ответственные кресла, за которые они держатся изо всех сил, а иные заведующие складом, как у Райкина, "уважаемы" больше и живут куда лучше, чем инженер. Но ведь это нарушение норм социализма, нарушение его законов и морали, с которым общество ведет непримиримую борьбу. Эти люди уважением отнюдь не пользуются, да и живут они как на вулкане, каждую минуту опасаясь всего лишиться. Всего, что по праву им не принадлежит. Ибо законом нашей жизни является распределение по труду.

В мире же чистогана символ успеха, критерий определения "цены" человека - деньги. Положение человека определяется его кошельком. Деньги - мерило всего и всех, универсальный, всеобщий знаменатель. Притом - характерная деталь - никого не касается, как они добыты - по наследству или от мафии, мздоимством или продажей своего таланта или тела. И стираются грани между трудовыми и нетрудовыми доходами, а порой и между законными и незаконными. На американском долларе написано: "В бога мы верим". Неуместная на первый взгляд фраза, если вдуматься, имеет глубокий смысл. Сам доллар и есть тот бог, которому поклоняется мир капитала.

Мир этот неравно поделен на бедных и богатых, только деньги определяют водораздел между ними, только деньгами измеряется расстояние до элиты. Притом всеми доступными средствами бедняку с колыбели внушается, что он сам хозяин своей судьбы, что бедность - отнюдь не органический порок буржуазного общества, а результат собственного безделья и недостаточной целеустремленности, нежелания или неумения разбогатеть. Такой, с позволения сказать, философией пытаются оправдать существующее неравенство, отвлечь от его подлинных причин.

А причины кроются в заведомо неравном и несправедливом распределении. В Англии, например, 1% населения принадлежит более 1/4 национального богатства. В ФРГ 1,7% населения владеет 3/4 всех средств производства. В руках всего 10% французских семей сосредоточено 60% богатства страны, в то время как на долю половины французских семей приходится лишь 5,5% этого богатства. По данным ООН, соотношение между средним доходом 10% самых бедных и 10% самых богатых во Франции выражается пропорцией 1:76, в Дании - 1:20, в Англии - 1:15, в Бразилии - 1:25... Словом, кому бублик, а кому, как говорится, дырка от него.

ВСЕ МОГУТ КОРОЛИ

Социальная пропасть в самой богатой стране капиталистического мира - США - особенно вопиюща и наглядна. Как метко заметил в романе "Завтрак для чемпионов, или Прощай, черный понедельник" американский писатель Курт Воннегут, "считалось, что в Америке каждый должен загребать, сколько может, и не выпускать из рук. Некоторые американцы здорово сумели всего нахватать и не выпускать из рук. Они стали сказочно богатыми. Другие не смогли накопить ни шиша".

Каждый год журнал "Форбс" публикует список 400 самых богатых людей в США. В прошлом году этот список возглавил Сэмюел Уолтон из города Бентонвилла (штат Арканзас), владелец сети универсальных магазинов, личное состояние которого оценивается в 2,8 млрд. долларов. Среди 400 фигурируют и такие "традиционные" семейства богачей - подлинных хозяев Америки, как Рокфеллеры, Форды, Дюпоны, Меллоны, Херсты, Кэботы, Кеннеди и другие династии, которые передают по наследству огромные состояния, а о лучших, "селекционных" качествах никто и не вспоминает.

Вот они-то и им подобные и составляют американскую "элиту", им-то действительно принадлежит все. Все, что можно купить за деньги, а в этом обществе это и есть практически все.

* Это они управляют экономикой и политикой своих, да и не только своих государств. В Японии, например, "Комитет по экономическому развитию", объединяющий более 900 представителей монополистического капитала страны, регулярно, по выражению швейцарского еженедельника "Вельтвохе", "буквально до мелочей предписывает" правительству, что следует и чего не следует ему делать. Такие "комитеты" есть и в других странах. После второй мировой войны появилось множество "мозговых центров", созданных крупнейшими транснациональными корпорациями. Они не только прибрали к рукам экономику и взяли под контроль политическую жизнь, но и прямо участвуют в подборе и назначении руководителей буржуазных правительств. Одним из таких центров стал Бильдербергский клуб, созданный в 50-х годах воротилами капиталистического мира, включая Дэвида Рокфеллера и Эдмунда Ротшильда. Лондонская газета "Таймс" характеризует клуб как "замкнутую группу самых богатых и самых влиятельных людей западного мира. Они встречаются секретно, чтобы выработать план событий, которые затем происходят как бы сами собой".

* Это они "закупают" места в парламентах, государственных деятелей и суды, прессу и радиостанции, партии и полицию...

* Это их дети получают образование в привилегированных школах и колледжах, таких, как Оксфорд и Кембридж в Великобритании, Токийский университет в Японии. На долю английских школ для избранных, по иронии названных "публичными", приходится 4% учащихся. Однако их воспитанники занимают потом 83% высших постов в органах суда и прокуратуры и составляют 79% армейского генералитета.

* Это они собираются, когда есть настроение, "среди своих" в солидных особняках частных клубов, тщательно охраняемых от чужаков, где-нибудь на улице Пэлл-Мэлл в Лондоне или 5-й авеню в Нью-Йорке, чтобы отдохнуть душой и телом, повеселиться, не опасаясь нескромных взглядов, или расслабиться в библиотечной тиши среди старинных гравюр и литографий, вызывающих зависть у общественных музеев, или в непередаваемой атмосфере высокомерной непринужденности по отношению ко "всем прочим" обсудить "в своем кругу", а заодно и решить финансовые, государственные или семейные дела.

* Это в их гостиных и салонах оказываются бесценные и неповторимые шедевры мирового искусства, при загадочных обстоятельствах исчезнувшие из музеев разных стран и мест, сохраняемых там как национальное достояние.

* Вещи они приобретают исключительно в очень дорогих и изысканных магазинах, таких, например, какие расположены на улице Родео в Лос-Анджелесе или Уорс-стрит в Палм-Бич, где носовой платок может стоить четверть месячного заработка рабочего, где платят не столько за качество, сколько за элитарность, избранность, принадлежность к определенным слоям общества.

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "Ю-ЭС-ЭЙ"

Погоня за жизненным "успехом", под которым в буржуазном обществе подразумевается прежде всего личное материальное благополучие, оказывается под силу далеко не всем. Результаты специального исследования, проведенного не так давно вашингтонским институтом Брукингс, показали, что 80% американцев никогда не выходят за рамки того класса или слоя общества, в котором они родились. И тем не менее апологеты буржуазии продолжают вбивать в массовое сознание миф о "равенстве возможностей". Мол, прояви смекалку и энергию, и можешь стать миллионером, а то и миллиардером, если повезет.

В жизни, однако, все выглядит совсем иначе. Несмотря на множество пособий "Как быстро разбогатеть", сделать это удается очень немногим - на какой-нибудь махинации или биржевой спекуляции, на волне популярности или артистической славы, на скандальной или скабрезной книге или кинокартине, оказавшихся ходкими... Но это все исключения, лишь подтверждающие правило: цитадель богатства остается неприступной, пропасть между богатыми и бедными углубляется. Из "среднего класса" теоретически можно, конечно, вырваться в богачи, но гораздо больше шансов попасть в бедняки. Что и происходит. За последние несколько лет число бедняков в Америке увеличилось на 4,4 млн.

Потому-то попытки буржуазных пропагандистов подменить классовое сознание масс гонками за материальным успехом, успехом любой ценой, "пробуксовывают" во все большей степени. В результате столкновения этой формулы с действительностью, особенно при нарастании кризисных явлений в социально-экономической жизни США в конце 60-х - начале 70-х годов, значительная часть американцев разочаровалась в традиционных постулатах "экономического индивидуализма". Согласно опросу 1972 г., 39% американцев заявили, что причины бедности в США заключаются в том, что "американский образ жизни не дает всем людям равных шансов", а 58% опрошенных связывали наличие бедности с отсутствием "достаточного количества работы для всех". В 1975 г. уже 45% американцев считали, что их личное положение не зависит от их собственных усилий, а обусловлено состоянием общества. Конечно, это еще не означает освобождения всех американцев от влияния навязанных им буржуазно-индивидуалистических стереотипов.

Все тот же журнал "Форбс", рекламируя богатейших богачей Америки, вольно или невольно приводит потрясающие по разоблачительной силе данные. Вдумайтесь в них. За прошлый год, по выкладкам журнала, число сверхбогачей стало на 2 больше, увеличившись с 12 до 14, а их совокупное богатство выросло на 9 млрд. долл., достигнув 134 млрд. В захлебе от таких цифр журнал приводит сравнение - в прошлом году сбережения остальных граждан США, хранящиеся в банках страны, составили 126 млрд. долларов. "Равенство", как видите, получается: примерно поровну между 14 "патрициями" и 237 миллионами их сограждан. Вот такое получается акционерное общество "США", в котором все имеют пай, но контрольный пакет - более 50% - в руках лишь 14 человек.

А ведь это, по существу, модель всего капиталистического общества, подчас внешне незаметно, но твердо управляемого экономической и финансовой элитой - горсткой толстосумов, которые отнюдь не являются цветом нации, но которые сосредоточили в своих руках огромное влияние и практически неограниченную тоталитарную власть. Притом власть эта используется ими для дальнейшего увеличения своих богатств, подавления всякого инакомыслия, сохранения и упрочения своего господства. Любым способом, любой ценой. Вплоть до свержения правительств других стран и найма убийц для устранения своих президентов, которые хоть в чем- то посмели ослушаться предписаний. Ведь и те и другие - и бандиты и президенты - лишь пешки в игре воротил бизнеса.

Смотрите также: