Не могли бы вы рассказать, почему пенсионное обеспечение осуществляется у нас дифференцированно?
З. Белова, г. Лыткарино, Московская обл.
ПРЕЖДЕ всего отметим, что в нашей стране все граждане имеют равные права на социальное обеспечение и равные возможности для их реализации. Это значит, например, что для получения пенсии по возрасту требуется трудовой стаж - 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин и соответственно возраст 60 и 55 лет. Поскольку каждый человек у нас обеспечен работой, то реализовать данное право на пенсию несложно.
Или другой пример. При наступлении инвалидности, независимо от ее причин, каждый гражданин имеет право на материальное обеспечение. Кстати заметим, что в некоторых капиталистических странах пенсии по инвалидности выплачиваются только при условии, если она наступила во время работы.
Вместе с тем у нас действительно существуют льготные условия для назначения пенсий и различен размер самих пенсий. Он зависит от заработной платы, условий труда, длительности общего, специального и непрерывного стажа и других факторов, т. е. в конечном счете определяется количеством и качеством труда человека.
Однако было бы неверным полагать, что пенсия - это вознаграждение за труд. Такое вознаграждение человек получает в виде заработной платы во время работы. Пенсионное же обеспечение осуществляется у нас за счет средств общественных фондов потребления. А размер пенсий отражает оценку трудового вклада человека в общественное производство.
В нашей стране действует основной принцип распределения материальных благ "От каждого - по способностям, каждому - по труду". Выплаты из общественных фондов потребления - это уже более высокая ступень распределительных отношений в обществе. Так, например, затраты на образование, здравоохранение не учитывают степень трудового участия человека в народном хозяйстве. А, скажем, пособия малообеспеченным семьям с детьми, более того, помогают устранить различия в уровне жизни некоторых категорий трудящихся.
В то же время пенсии, как мы уже сказали, назначаются с учетом количества и качества труда человека. На данном этапе развития нашего общества такое распределение необходимо и закономерно. Согласитесь, что если человек работает, например, под землей, в горячем цехе или в условиях Крайнего Севера, связан с вредным для здоровья производством, то вполне естественно, что он имеет некоторые преимущества перед остальными: удлиненный отпуск, укороченный рабочий день, более высокую зарплату, льготы для назначения пенсии - сокращенный трудовой стаж и более низкий пенсионный возраст.
Подобные преимущества и зависимость размера пенсий от заработной платы, в свою очередь, оказывают определенное воздействие на общественное производство, стимулируя производительность и качество труда работника во время его трудовой деятельности.
Возьмем другую ситуацию. Если человек в результате профессионального заболевания становится инвалидом, то, без сомнения, его пенсия будет выше, нежели у того, кто стал инвалидом по причине бытовой травмы. Ведь в первом случае человек осознанно имел дело с вредным производством. И это, конечно, учитывается государством при назначении пенсии.
Чтобы не допустить большой разницы в обеспечении пенсионеров, соотношение размера пенсии и заработка в нашей стране установлено таким образом, что чем ниже заработок, тем больший процент от него составляет размер пенсии.
По мере развития нашего общества различия в социальном, и в частности пенсионном, обеспечении постепенно стираются. Это происходит за счет сближения уровней жизни трудящихся, увеличения заработной платы, выравнивания и улучшения условий труда, а также за счет роста общественных фондов потребления.
Равное же распределение материальных благ, в том числе и пенсий, возможно будет только тогда, когда социалистический принцип распределения по труду исчерпает себя и будет заменен коммунистическим, - "От каждого - по способностям, каждому - по потребностям".
* * *
Многие вопросы ускорения социально- экономического развития нашей страны, как это подчеркивалось на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, упираются в необходимость серьезного улучшения управления, совершенствования хозяйственного механизма в целом. Что уже сделано в этом направлении?
Г. Бутнев, Кострома
ОТВЕТИТЬ коротко на этот вопрос нелегко, так как совершенствование хозяйственного механизма - процесс длительный, за короткое время всех проблем не решить. К сожалению, здесь еще довольно часты и косность мышления, и такие негативные факторы, как волокита, бюрократизм, местничество, тормозящие перестройку в управлении. Недаром ЦК КПСС обращает сегодня такое пристальное внимание на решение этого вопроса. Многое уже сделано. В частности, проводимый в этих целях широкомасштабный экономический эксперимент в основном дает положительные результаты, а с начала нынешнего года в условиях экономического эксперимента будут работать многие предприятия страны.
Дальнейшее развитие получают новые методы хозяйствования; намечены экономические эксперименты в отдельных агропромышленных объединениях Российской Федерации, упрощается организационная структура управления в машиностроении.
Так, в машиностроительных министерствах упраздняются всесоюзные промышленные объединения. Число работающих по двухзвенной схеме управления объединений и предприятий увеличится в 4 раза. Возрастет число научно- производственных объединений.
В конце ноября 1985 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР был образован союзно- республиканский Государственный агропромышленный комитет СССР (Госагропром СССР).
Создание этого принципиально нового органа управления исключает многократное дублирование функций, мелочную опеку предприятий и хозяйств.
Следует подчеркнуть, что в работе по совершенствованию производственных отношений, системы управления и методов хозяйствования ударение делается на проведении мер, способствующих широчайшему развитию творческой инициативы трудовых коллективов, всех трудящихся.
В ряде мест внедряются перспективные, проверенные практикой принципы хозрасчетного механизма. Так, в начале 1985 года Сумское машиностроительное объединение им. М. В. Фрунзе перешло на самофинансирование расширенного воспроизводства. Такая система открывает дополнительные возможности для получения в каждом производственном коллективе наивысших хозяйственных результатов при минимальных затратах ресурсов.
Вся система осуществляемых и разрабатываемых в нашей стране мероприятий по совершенствованию хозяйственного механизма, укреплению хозрасчета, улучшению управления, усилению воздействия на процесс производства экономических рычагов и стимулов должна обеспечивать возрастание роли основного производственного звена - объединений и предприятий, расширять их права, хозяйственную самостоятельность и заинтересованность в достижении лучших народнохозяйственных результатов.
* * *
В прессе часто встречаются сообщения об участии наемников, чаще всего американских, в военных действиях против суверенных государств. Неужели использование наемников не запрещено соответствующим международно-правовым актом?
В. Кулебякин, Пермь
ТАКОГО международного документа пока не существует, хотя в настоящее время проводится работа по его созданию. В соответствии с решением XXXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в апреле прошлого года в Нью-Йорке возобновил работу Специальный комитет по разработке международной конвенции, запрещающей вербовку, обучение, использование и финансирование наемников. Инициатором этого решения была группа азиатских, африканских и латиноамериканских стран, серьезно обеспокоенных тем, что США в своих внешнеполитических целях все чаще и во все больших масштабах прибегают к услугам наемников.
Еще в 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН в резолюции о реализации Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам сочла необходимым подчеркнуть, что "практика использования наемников против движений за национальное освобождение и независимость является уголовно наказуемым деянием, а сами наемники объявляются преступниками, находящимися вне закона".
Хотя американские законы запрещают гражданам США в частном порядке участвовать в военных действиях на стороне других государств, равно как и заниматься вербовкой американцев и граждан других стран для службы в "частных" армиях, именно США стали сегодня государством, в политике которого использование наемников занимает существенное и всевозрастающее значение. Последним и весьма красноречивым тому примером стал созыв под эгидой американской лоббистской группы "Граждане - за Америку", руководимой республиканцем миллионером Льюисом Лерманом, "слета" в джунглях Южной Африки руководителей наемников, действующих против Анголы, Афганистана, Лаоса и Никарагуа.
Представитель американского посольства в Кейптауне поспешил назвать это сборище "частным мероприятием", проведенным без санкции государственного департамента. Но это ложь. Организатор сборища Л. Лерман назвал себя "борцом", как он выразился, "за рейгановскую доктрину консерватизма", а затем зачитал участникам послание американского президента, в котором фразой "ваши цели - это наши цели" Р. Рейган признал факт сопричастности США к позорной деятельности наемников.
Примечательно, что по завершении "слета" Л. Лерман подарил каждому из участников вставленный в рамку экземпляр американской Декларации независимости, подчеркнув при этом, что "американский образец демократии годен для всех народов". В лагерь афганской контрреволюции "подарок" Л. Лермана привез участвовавший в "слете" некий полковник Гулям Вардак. Привез в тот момент, когда в лондонской "Дейли телеграф" появились сообщения об участии в необъявленной войне против Афганистана американцев, в свое время воевавших во Вьетнаме. Положительное решение вопроса об осуждении наемничества Специальным комитетом ООН, твердое соблюдение государствами разработанного международным сообществом документа, ставящего наемничество и пособничество ему вне закона, могло бы в значительной мере помочь миролюбивым силам, ведущим борьбу против расизма, колониализма, защитить свои страны от посягательства внешней реакции.
* * *
Какое воздействие могут оказать на экономику Ливии "санкции" и другие дискриминационные меры, принятые США против этой страны?
А. Попов, Златоуст
ВО-ПЕРВЫХ, уточним, что вводить санкции в отношении какой-либо страны по международному праву может лишь Совет Безопасности ООН. Объявление же Соединенными Штатами дискриминационных мер, направленных на подрыв финансово-экономических позиций Ливии, замораживание всех ливийских авуаров в США является явным нарушением Устава ООН, игнорированием элементарных норм международного права и, по сути, экономической агрессией против суверенного арабского государства.
Во-вторых, антиливийские меры, принятые США в последнее время, есть лишь продолжение целой серии дискриминационных запретов, бойкотов, "санкций", которыми изобиловала политика США по отношению к Ливии после свершения в стране монархии и проведения прогрессивных социально- экономических преобразований. Особенно враждебной политика США по отношению к Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии (СНЛАД) стала после 1980 г.
* С 1981 г. действует запрет на поставки Ливии американских товаров и импорт ливийских товаров. В результате экспорт Ливии в США, составлявший в 1981 г. 5,3 млрд. долл., сократился в 1984 г. до 9 млн. долл. и составляет менее 1% всего экспорта страны.
* В марте 1982 г. был запрещен импорт ливийской нефти и ограничен экспорт нефтяной и газовой техники и технологии. В результате закупки Соединенными Штатами ливийской нефти сократились с 8,6 млрд. долл. в 1980 г. до весьма незначительного уровня в последнее время.
* По инициативе Вашингтона по существу была сорвана намечавшаяся договоренность с Бельгией о строительстве в Ливии атомной электростанции стоимостью 1 млрд. долл.
* В ноябре 1985 г. был запрещен импорт ливийских продуктов переработки нефти.
* Новые "санкции" Вашингтона полностью запрещают любые экономические контакты между США и Ливией под страхом тюремного наказания и большого денежного штрафа (см. "АиФ", 1986, N 3).
Давление на Ливию со стороны США не ограничивается экономическим и финансовым бойкотом. Усилия Вашингтона в политической сфере направлены и на подрыв отношений между Ливией и другими странами, как арабскими (прежде всего Египтом), так и неарабскими.
В арсенале антиливийских средств помимо экономических "санкций" и военного шантажа есть и такие, которые на лексиконе ЦРУ обозначаются как "тайные операции". В американскую прессу просочились сведения о том, что ЦРУ предпринимало несколько попыток физического уничтожения лидера ливийской революции полковника М. Каддафи.
Теперь о влиянии "санкций" на экономику Ливии. Газета "Нью-Йорк таймс" отмечает, что "воздействие американских санкций будет весьма ограниченным". С этим трудно не согласиться, учитывая, что экономические связи между двумя странами фактически давно свернуты в результате ранее принятых Вашингтоном антиливийских мер.
Здесь уместно сказать, что западноевропейские страны не желают принимать участия в антиливийских мерах США. Об этом заявили даже ближайшие союзники Вашингтона.
Все это позволяет сделать вывод, что экономический бойкот не достигнет тех целей, которые преследуют США. Это понимают и в окружении Рейгана. Как пишет журнал "Ньюсуик", "ястребы" в США считают, что усилия по свержению неугодного США режима в Ливии вряд ли увенчаются успехом без прямого применения военной силы, без вооруженной агрессии.
Советский Союз, как подчеркивается в Заявлении ТАСС, самым решительным образом осуждает развернутую США и Израилем враждебную антиливийскую кампанию и ожидает, что в США серьезно взвесят опасные последствия, к которым может привести продолжение их политики в отношении суверенного ливийского государства.
Ответы подготовили: Г. РОДКИНА, Л. ЛЕОНТЬЕВА, Р. ГАЛИУЛЛИН, А. ШАДРИН.
Смотрите также:
- ТЕМУ ПОДСКАЗАЛ ЧИТАТЕЛЬ. Проблемы использования Мирового океана и позиция США →
- СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ПРЕССА. "Экономическая война" США против стран социализма →
- ОРИЕНТИР. За эфир без диверсий →