Примерное время чтения: 5 минут
133

ОРИЕНТИР. За эфир без диверсий

КАК ИЗВЕСТНО, Запад ведет в эфире настоящую войну против стран социалистического содружества. При этом он агрессивно отстаивает право на подобную деятельность, ссылаясь на доктрину пресловутой "свободы информации", отрицающей правовое регулирование международного распространения информации.

Между тем никакого "правового вакуума" в том, что касается радиовещания, нет и никогда не существовало. По мере выхода радио на международную арену государствами предпринимались шаги к тому, чтобы подвести правовую основу под его деятельность.

Активное участие в разработке мер по пресечению злоупотребления радиовещанием приняла Лига Наций. В 1936 г. под ее эгидой была принята Конвенция об использовании радиовещания в интересах мира, направленная на пресечение подстрекательской, диверсионной и милитаристской пропаганды. Необходимость в такого рода документе была вызвана тем, что фашистская Германия и Италия начали широко использовать радио в качестве средства психологического террора в отношении государств, против которых они вынашивали преступные захватнические планы.

Конвенция, признанная впоследствии ООН, и поныне является действующим международно-правовым документом. В послевоенные годы к ней присоединился ряд государств, в частности Болгария, Лаос. В 1984 т. о своем присоединении к Конвенции заявила Венгрия. Советский Союз также является ее полноправным участником. Обращает, однако, на себя внимание тот факт, что некоторые государства Запада предпринимают действия, направленные на подрыв этого важного документа, заявляя о своем нежелании участвовать в Конвенции. Подобные акции государств не могут не бросать разоблачающий свет на их деятельность в эфире.

РАДИО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Несмотря на упорное сопротивление стран Запада, в результате усилий международного сообщества набирает силу процесс разработки регламентации деятельности органов информации на международной арене. В настоящее время она регулируется как двусторонними договоренностями, так и положениями примерно 50 различных многосторонних документов - конвенций, деклараций, резолюций ООН и ЮНЕСКО.

Пожалуй, наиболее авторитетный характер из них имеет принятая в 1978 г. ЮНЕСКО Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне. Принятие этого документа, имеющего большую морально- политическую силу, явилось серьезной победой прогрессивного большинства международного сообщества.

Однако этот шаг ЮНЕСКО вызвал откровенную злобу на Западе, в частности реакционных органов информации, выступающих против принятия любых договоренностей, ограничивающих их подрывную деятельность за рубежом. Так, газета "Нью-Йорк таймс" от 29 ноября 1978 г. писала в связи с принятием этой Декларации: "Для американцев не может быть свободы слова или "сбалансированной" информации, если тем, кто выступает за расизм и апартеид, а также за войну, тоже не будет предоставлена свобода слова".

Соблюдение государствами норм международного права приобретает особое значение в свете расширяющегося применения новейших средств связи, многократно усиливающих пропагандистское воздействие органов массовой информации. Важной акцией в этом отношении явилось принятие в 1982 г. Генеральной Ассамблеей ООН Принципов использования государствами искусственных спутников Земли для международного телевизионного вещания. Среди 13 государств, голосовавших против принятия этих принципов, - США, Англия, ФРГ, Израиль.

В последние годы важным форумом, уделяющим большое внимание положению дел в области информации и установлению здесь новых, более прогрессивных отношений, стал созданный в 1979 г.

Комитет ООН по информации. Неоднократно на сессиях этого авторитетного органа раздавалась острая критика в адрес Запада, прибегающего к методам подрывной радиопропаганды. Так, в 1982 г. делегация ПНР распространила документ, в котором обратила внимание участников сессии на поджигательский характер радиопропаганды США, Англии, ФРГ и Франции в отношении Польши, осуществляющих грубое вмешательство в ее внутренние дела с целью возбуждения там беспорядков и гражданских волнений.

Важную роль в деле разработки новых отношений между государствами в области информации играют развивающиеся страны, ставящие своей целью покончить с "информационным империализмом" Запада. Участники состоявшейся в 1984 г. в Джакарте Конференции министров информации стран Движения неприсоединения приняли резолюцию, осуждающую использование радио в качестве инструмента враждебного политического воздействия, а также планы создания Соединенными Штатами новой радиостанции для подрывного вещания против Кубы. Резолюция подчеркивает, что применение радио в таком качестве является "нарушением международных норм и правил, действующих в области радиовещания, как они сформулированы в Уставе ООН и в международном праве".

ЗАЩИЩАЯ СУВЕРЕНИТЕТ

Исходя из принципа уважения национального суверенитета, государство располагает правом самостоятельно решать, какого рода меры пресечения враждебного вмешательства извне, в том числе и с помощью радиоволн, оно может применить. Так, накануне второй мировой войны Австрия в целях защиты своей национальной безопасности избрала в качестве такой меры глушение подрывных передач нацистской Германии. Практика глушения нежелательных передач из-за рубежа применялась в тот период и другими государствами.

К глушению, а также к созданию искусственных помех прибегали и страны НАТО, когда в 60-е годы начали борьбу против действующих с моря так называемых пиратских коммерческих радиостанций. Тем самым страны Запада продемонстрировали, что они легко переступают через рекламируемую ими "свободу информации" в случае, если она подрывает государственную монополию на радиовещание, существующую там практически повсеместно, или наносит ущерб их коммерческим интересам.

Некоторые западные юристы признают право государства на глушение нежелательных для него передач как средство защиты национального суверенитета. Так, американский ученый Д. Смит считает, что "существование угрозы внутреннему порядку, которая наверняка нанесет вред государству, может дать оправдание для глушения на том основании, что нарушается воздушное пространство, над которым государство осуществляет исключительный суверенитет. Ответ может быть еще серьезнее, если будет признано, что имеет место угроза национальной безопасности".

Нет сомнений, что международное сообщество предпримет новые шаги к тому, чтобы мощный потенциал современных средств информации служил делу мира, прогресса и взаимопонимания народов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно