СРЕДИ СТРАН, еще находящихся в колониальной зависимости, самая крупная - Намибия, в прошлом называвшаяся Юго-Западной Африкой. Ее территория, превышающая 820 тыс. кв. км, почти равна территории Франции и Италии, вместе взятых.
До первой мировой войны Юго-Западная Африка была германской колонией. Позднее Лига Наций предоставила мандат на управление Намибией Южно-Африканской Республике. Власти ЮАР фактически превратили ее в свою колонию. В 1969 г. борьба народа Намибии приняла вооруженный характер. Возглавляет ее Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО) во главе с С. Нуйома. Под влиянием борьбы намибийского народа и прогрессивных сил мира ООН в 1966 г. аннулировала мандат ЮАР на управление Намибией и взяла на себя задачу привести эту страну к независимости.
СОЮЗНИКИ РАСИСТСКОГО РЕЖИМА
Выполнению решения ООН оказывает сопротивление не только ЮАР, но и западные державы, в первую очередь США и Великобритания. Империалисты рассматривают ЮАР как своего союзника в борьбе против освободительных и революционных движений на африканском континенте. Предоставление независимости Намибии означало бы ослабление позиций ЮАР, а стало быть, и их собственных. Заинтересованность империализма в сохранении колониального режима в Намибии основывается еще и на том, что страна эта очень Гагата полезными ископаемыми.
Ежегодно в Намибии добывается около 1,7 млн. каратов алмазов, 28,2 тыс. т меди, 39,6 тыс. т свинца, 48 тыс. т цинка, 1100 т олова. Добывают здесь также серебро, ванадий, вольфрам, другие ценные металлы. Намибия становится одним из крупнейших в мире поставщиков урана. Все эти богатства находятся в руках южноафриканских, американских и английских компаний.
В октябре 1978 г. Совет Безопасности ООН принял план по Намибии, известный под названием резолюции 435. План предусматривал проведение в этой стране выборов. Советский Союз и Чехословакия при голосовании резолюции 435 воздержались, так как разработанный западными державами этот план ставил ЮАР в преимущественное положение по сравнению со СВАПО, которая еще в декабре 1973 г. была признана Генеральной Ассамблеей ООН "подлинным представителем народа Намибии". Пытаясь создать впечатление, будто они намерены воздействовать на ЮАР, чтобы заставить ее выполнять резолюцию 435. пять западных держав (США, Англия, Франция, ФРГ и Канада) сформировали в ООН "контактную группу". На деле "контакты" с ЮАР были нацелены на то, чтобы не допустить к власти в Намибии СВАПО.
ФАЛЬШИВЫЕ ВЫБОРЫ
До принятия плана ООН, в 1978 г., администрация ЮАР провела в Намибии выборы в "национальную ассамблею", в которых участвовали 30 марионеточных организаций. Позднее они сформировали в Виндхуке (административный центр Намибии) марионеточное правительство во главе с белым фермером Д. Маджем. Генеральная Ассамблея ООН признала недействительными фальсифицированные выборы и отвергла марионеточное правительство Маджа.
Параллельно с созданием бутафорских органов власти Претория усиливала карательные операции против СВАПО и ее сторонников. В Намибии ЮАР сосредоточила до 60 тыс. своих солдат. Расисты стремились разгромить СВАПО и ликвидировать ее базы в соседних странах. Эти цели оказались недостижимыми.
АГРЕССИЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ США
Рейган без всякого камуфляжа взял курс на установление с ЮАР отношений "конструктивного сотрудничества".
В июле 1981 г. ЮАР предприняла массированное вторжение своих войск на территорию Анголы. "За этой акцией, - писала западногерманская газета "Зюддойче цайтунг", - стоит вполне продуманная политика, подкрепленная позицией США".
Еще до прихода к власти Р. Рейган не скрывал своего враждебного отношения к народной Анголе. А министр ЮАР Малая, похваляясь своей осведомленностью о планах Вашингтона, заявил, что Ангола "должна стать главной мишенью американской политики". Ненависть империалистов к Анголе объясняется не только тем, что эта страна придерживается в своем развитии социалистической ориентации, но и тем, что она оказывает действенную помощь патриотам Намибии.
Администрация Р. Рейгана решила заменить план ООН, сформулированный в резолюции 435, своим планом. План ООН предусматривает проведение выборов в учредительное собрание Намибии, а затем выработку для нее конституции. США же предложили сначала выработать конституцию "с участием всех сторон" и лишь после этого проводить выборы. Такой подход полностью противоречит резолюции 435. Одно дело, если конституцию для независимой Намибии будут вырабатывать законно избранные представители намибийского народа, и совсем другое, если ему навяжут конституцию, разработанную на конференции, где СВАПО и "прифронтовым" государствам (Ангола, Мозамбик, Замбия, Танзания, Зимбабве, Ботсвана) будут противостоять западные державы, ЮАР и их марионетки.
СВАПО и "прифронтовые" государства отвергли намерение США перечеркнуть план ООН и заменить его своим планом, по которому, например, правительство независимой Намибии не должно осуществлять национализацию природных богатств, ограничивать их эксплуатацию иностранными компаниями, отчуждать землю в пользу безземельных крестьян.
ТВЕРДАЯ ПОЗИЦИЯ СВАПО
СВАПО и "прифронтовые" государства, выдвинув контрпредложения, высказались за то, чтобы обсудить сроки вывода из Намибии войск ЮАР. СВАПО предложила созвать с этой целью конференцию, в которой участвовали бы ее делегаты и представители ЮАР. Но западные страны и ЮАР отклонили предложение СВАПО. В результате переговоры по Намибии зашли в тупик, и вот уже почти год не продвигаются вперед.
Тем не менее на Западе муссируется версия, будто все спорные вопросы, связанные с выполнением резолюции 435, якобы решены и дело лишь за тем, чтобы Ангола согласилась вывести со своей территории кубинские войска. Это требование, впервые выдвинутое администрацией Р. Рейгана в качестве непременного условия достижения соглашения по Намибии, было подхвачено Преторией.
Ангола отвергла "увязку" вопроса о независимости Намибии с выводом кубинских войск. В этом ее поддерживают СВАПО и все государства Африки, даже те, которые идут в фарватере политики Запада. Слишком уж очевидно, что присутствие кубинских войск в Анголе никак не связано с проблемой Намибии. Эти войска прибыли в Анголу по просьбе ее законного правительства в конце 1975 г., когда над молодой, еще не окрепшей республикой нависла смертельная угроза вторжения ЮАР. Ангола - суверенное государство и вправе самостоятельно решать вопрос, к кому обращаться за помощью, когда ей угрожает агрессия. Это право записано в 51-й статье Устава ООН. Правительства Кубы и Анголы в своем заявлении от 5 февраля 1982 г. указали, что готовы рассмотреть вопрос о постепенном выводе кубинских войск тогда, когда борьба СВАПО и требования мировой общественности приведут к решению намибийской проблемы на основе выполнения резолюции 435 и к уходу оккупационных войск ЮАР из Намибии за реку Оранжевую.
На Западе и в ЮАР прекрасно понимают, что "увязка" решения вопроса о Намибии с выводом из Анголы кубинских войск лишена каких-либо законных оснований и неприемлема для Анголы. Настаивают же они на ней для того, чтобы затягивать решение вопроса о Намибии и валить вину за эту оттяжку на Анголу.