Примерное время чтения: 5 минут
229

Согласно международным соглашениям Тайвань должен принадлежать Китаю. "Проблема Тайваня" ждет решения

Встречал в печати упоминание о "тайваньской проблеме". В чем ее суть?

К. Краснов, Волгоград

ОСТРОВ ТАЙВАНЬ, расположенный в южной части Восточно-Китайского моря, является одной из провинций Китайской Народной Республики. Его история насчитывает много веков. В 1590 г. остров был захвачен португальскими колонизаторами, давшими ему название Формоза (Прекрасный). Позднее им завладели голландцы, изгнанные китайскими патриотами в 1661 - 1662 гг. С 1895 по 1945 г. Тайвань находился под властью японских милитаристов. В результате поражения Японии во второй мировой войне в соответствии с решениями Каирской (1943 г.) и Потсдамской (1945 г.) конференций, а также Актом о капитуляции Японии Тайвань был возвращен Китаю.

После образования 1 октября 1949 г. КНР остатки разгромленных частями Народно - освободительной армии Китая контрреволюционных гоминьдановских войск бежали на Тайвань, где и обосновалось в декабре 1949 г. чанкайшистское "правительство Китайской Республики".

3 октября 1949 г. КНР была признана Советским Союзом, затем - остальными социалистическими странами и рядом других государств. В то же время некоторые страны, в первую очередь США, продолжали признавать "правительство Китайской Республики". Это явилось главной причиной того, что в течение довольно длительного промежутка времени "правительство" Тайбэя (столица Тайваня) выступало от имени всего китайского народа и представляло его в ООН и на международных форумах. Особую роль в оказании поддержки Тайваню играли США, рассматривающие остров в качестве "крепости" для борьбы против прогрессивных демократических движений региона.

Растущий авторитет КНР, борьба, которую вели за признание народного Китая Советский Союз и другие социалистические страны, прогрессивные силы планеты, способствовали принятию в октябре 1971 г. XXVI сессией Генеральной Ассамблеи ООН решения, в соответствии с которым КНР заняла свое законное место в ООН. В 1978 г. на официальное признание правительства КНР в качестве единственного законного представителя китайского народа была вынуждена пойти и американская администрация. В соответствии с совместным китайско-американским коммюнике с 1 января 1979 г. США установили официальные отношения с КНР.

Однако здесь, как и в ряде других случаев, проявилась двойственность американской политики. Официально признав КНР, администрация США на деле проводит оскорбительную для китайского народа политику "двух Китаев", которая расценивается правительством КНР как "большое препятствие" в китайско-американских отношениях.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ интересы США на острове представляет Американский институт по Тайваню. Официально он считается неправительственной организацией, однако финансируется за счет государственных ассигнований, утверждаемых конгрессом, а его штат комплектуется из сотрудников государственного департамента США.

В свою очередь "правительство Китайской Республики" вместо своего посольства открыло в марте 1979 г. в Вашингтоне тайваньский Координационный совет по делам Северной Америки с отделениями в ряде американских городов. Его сотрудники обладают всеми дипломатическими привилегиями. Кроме того, США сохранили в силе почти все договоры, заключенные с Тайванем в период 1949 - 1978 гг. Согласно им США продолжают и сегодня поставлять Тайваню новейшие технику и технологию, сырье, оборудование и многое другое.

Озабоченность КНР вызывают продолжающиеся поставки американской военной техники и снаряжения. Так, по сообщениям иностранной печати, в текущем году США запланировали передать Тайваню оружия на сумму в 720 млн. долл., а также приступили к выполнению программы качественного укрепления и модернизации вооруженных сил острова.

Правительство КНР в течение уже целого ряда лет предпринимает активные и целенаправленные шаги для воссоединения родины. В частности, выдвигается идея "одно государство - две системы", смысл которой заключается в том, что политика, экономическая система и общественный строй отдельных районов одного государства могут отличаться от общественно - политического строя всей страны. При этом, конечно, полномочия правительства такого района носят лишь местный характер, а сам район не имеет государственного суверенитета.

СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, что на основе этой концепции были решены проблемы Сянгана (Гонконга) в 1984 г. и Аомыня (Макао) весной этого года. Эти английская и португальская колонии будут возвращены Китаю в конце текущего столетия, в них будут созданы особые административные районы, где в течение 50 лет "сохранятся имеющиеся социальные и экономические системы, а также образ жизни".

Китайское правительство надеется разрешить тайваньский вопрос политическим путем и в этих целях предложило тайваньским властям направить делегацию компетентных лиц в Пекин или любое другое место для переговоров. Однако лидеры гоминьдана отрицают любую возможность вступления в официальные переговоры с КНР, проводя по отношению к Пекину политику "никаких контактов, никаких переговоров, никаких компромиссов".

Что касается СССР, то он неоднократно заявлял, что неизменно признает суверенитет КНР над островом Тайвань и отвергает концепцию "двух Китаев".

Сегодня трудно сказать, каким будет решение "тайваньского вопроса". Несомненно одно - китайский народ найдет к нему путь.

* * *

Остров Тайвань занимает господствующие позиции на морских путях, соединяющих страны Тихого и Индийского океанов, он контролирует подступы к Китаю с востока, к Японии - с юго-запада и к Филиппинам - с севера. Площадь острова, отделенного от Китая Тайваньским проливом шириною от 150 до 300 км, составляет 36 тыс. км"sup"2"/sup", население превышает 20 млн. человек.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно