Продолжение. Начало см. "АиФ", 1984, NN 10, 11.
Каково же истинное предназначение новых экономических санкций против СССР, принятых в начале 1982 года?
О нем проболтался патологический антисоветчик Р. Пайпс, работавший у Рейгана в совете национальной безопасности, В интервью еженедельнику "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт" летом 1982 г. он сказал, что они направлены в первую очередь на то, чтобы нанести удар по экономике СССР, подорвать его обороноспособность, создав "напряженность" за счет срыва заключенных с американскими и другими западными фирмами контрактов, лишения СССР источников получения иностранной валюты. "В конце концов у нас только два основных рычага воздействия - военный и экономический", - сказал Пайпс.
Переход к экономической агрессии против стран социализма одновременно с подготовкой агрессии военной осуществляется, отметим, в условиях весьма неблагоприятных для США с точки зрения состояния их собственной экономики. И тем не менее в Вашингтоне решили "пойти на жертвы". В жертву приносились целые фирмы, рабочие места, судьбы людей, выброшенных за борт жизни.
Рекламные агенты военно-промышленного комплекса не раз "оправдывали" гонку вооружений тем, что она якобы дает экономике своего рода допинг, способствует-де ее оздоровлению и созданию новых рабочих мест. Нет ничего дальше от истины.
Доклад Международной ассоциации рабочих машиностроительной промышленности, которая объединяет квалифицированных специалистов этой отрасли в США, показал, что, в то время как стоимость контрактов, предоставленных ста ведущим нанимателям в оборонной промышленности с 1975 по 1978 год, выросла с 1 млрд. до 5 млрд. долл., профсоюз потерял в этих фирмах а тот же период 12300 рабочих мест.
Программа гонки вооружений, разработанная администрацией Рейгана на 1980 - 1985 годы, оценивалась в 2 трлн. долларов. Такие экономисты, как Лестер Тарой (США), предупреждали: эта двухтриллионная авантюра может "развалить американскую экономику", резко увеличив и без того раздутый бюджетный дефицит, а также государственный долг. И это не говоря уже о запланированном росте безработных.
С подобными предупреждениями не считались так же, как и с предупреждениями о последствиях термоядерной войны. В антикоммунистическом ажиотаже пошли и на введение "санкций", подвергнув тем самым еще большему перенапряжению экономику США. По подсчетам американских специалистов, рейгановские "санкции" нанесли ей ущерб в 32,8 млрд, долл. вследствие сокращения производства. Из-за срыва контрактов и сокращения торговли США будут терять до 220 тыс. рабочих мест ежегодно по 1985 г. включительно. Об этом с тревогой говорили в конгрессе США. Член палаты представителей Р. Мичел заявил, например: "Мы целим по Советскому Союзу, а бьем по американскому рабочему". Планировщики "крестового похода" против коммунизма и это игнорировали.
Жали на все рычаги, пытаясь поставить Советский Союз и другие страны социализма на колени перед новыми претендентами на мировое господство.
ИТАК, "ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ"?
Увы, современные вашингтонские бурбоны ничему не научились. С прежним рвением и стремлением как можно скорее добиться "краха коммунизма", в полном соответствии с боевыми наставлениями вооруженных сил США - разлагать тыл противника перед началом ведения боевых действий - развернули активную "психологическую войну". Хотя доктрину и этой войны даже не столько модернизировали в соответствии с новой ядерной стратегией, сколько гальванизировали.
"Психологическая война", конечно, не новое средство в арсенале империализма. Как элемент "политики обеспечения национальной безопасности" она была легализована конгрессом США еще в 1948 г.; непосредственное руководство ею было вменено в обязанность Информационному агентству США (ЮСИА) в 1953 году. На этой ниве ЮСИА и действует в тесном контакте с ЦРУ и другими спецслужбами США и НАТО.
В сороковые и пятидесятые годы "психологическая война" неизменно сочеталась с активной подрывной деятельностью созданных ЦРУ полувоенных формирований, с выступлениями законспирированной агентуры западных спецслужб в социалистических странах. Это в наиболее агрессивной форме проявилось в ходе событий в Берлине в 1953 г. и в Венгрии в 1956-м. Судя по всему, "команде" Рейгана именно эта форма более всего импонировала.
Ф. Шекспир, руководитель совета по международному радиовещанию (СМР), один из идеологов администрации Рейгана, в формальном ведении которого находятся подрывные радиостанции ЦРУ "Свобода" и "Свободная Европа" (РС - РСЕ), еще в ходе предвыборной кампании 1980 г. заявил, что обычной "психологической войны" Америке уже недостаточно. Нам нужна, говорил он, "психополитическая война". Цель такой войны - дестабилизация существующего в странах социалистического содружества строя с помощью политических и идеологических диверсий, шпионажа, разносторонних подрывных пропагандистских акций по "разложению тыла противника".
Другой идеолог рейгановской "команды", шеф Информационного агентства США (ЮСИА) Ч. Уик в октябре 1981 г. высказался еще откровеннее: "Мы находимся в состоянии войны с Советским Союзом". Подчиненные ЮСИА и СМР радиостанции "Голос Америки" и РС - РСЕ были сориентированы на то, что цель их передач на СССР и другие социалистические страны- "дестабилизировать" существующий там строй.
Организационно этот поворот к новой "холодной войне" был оформлен на совещании в Белом доме 17 августа 1981 года. В связи с пожеланиями вашингтонской администрации превратить внешнеполитическую пропаганду США в орудие противоборства с миром реального социализма резко активизировалась радиовойна против социалистических стран и стран социалистической ориентации.
ПРИШПОРИВАЯ КОНЕЙ...
К апрелю 1982 г., как мы уже знаем, администрация Рейгана подготовила широкие планы ведения "психополитической войны" против СССР и "доктрину обезглавливания".
В марте 1983 г. печать США облетело сообщение о том, что президент Рейган подписал в начале года директиву совета национальной безопасности N 75 (СНБ-75). Газета "Интернэшнл геральд трибюн" охарактеризовала это его деяние так:
"СНБ-75 впервые со времен администрации Трумэна подтверждает, что правительство США поставило целью своей политики домогаться перемен во внутренней жизни Советского Союза путем... экономического нажима. Таким же образом администрация пытается оказать влияние на внешнюю политику СССР.
Помимо экономического давления, директива предписывает также рассматривать пропаганду - рекламирование на рынке идей политики США и принципов демократического правления через ЮСИА и другие каналы - как еще один путь борьбы с советским экспансионизмом".
Газета сообщила, что с января 1982-го по март 1983 года Рейган подписал около 80 таких директив, непосредственно направленных против стран социализма. СНБ-75 как бы свела их воедино. Одним из ее "отпочкований" стал, по сообщениям печати США, "Проект демократия", или, как его поначалу называли, "Проект демократия и публичная дипломатия".
Впервые на обсуждение сенатской комиссии по иностранным делам конгресса он был представлен в феврале 1983 года. Но планировалось это обсуждение скорее как формальность. Сразу же вслед за СНБ-75 в январе была принята и подписана Рейганом директива СНБ-77, в соответствии с которой организационно оформили руководящую структуру "крестового похода". Эта директива учреждала штаб похода - группу специального планирования (ГСП) по вопросам публичной дипломатии. Группу, в которую входят государственный секретарь, министр обороны, директора ЮСИА и Управления международного развития, а также помощник президента по связи, возглавляет помощник президента по национальной безопасности.
Еще до утверждения этой затеи конгрессом для участия в ней были мобилизованы тысячи людей. На осуществление "проекта" только в 1983 финансовом году срочно выделялось в дополнение к бюджету ЮСИА 20 млн. долл., а на 1984 финансовый год было выделено уже 62,5 млн. долл. (просил Белый дом 65 млн.), не считая расходов на радиодиверсии и "параллельные" операции ЦРУ.
Суть "Проекта демократия" та же, что и доктрины "Пакс Американа" в даллесовском варианте. Нынешние ее апологеты стремятся не только к реставрации капитализма в СССР и других социалистических странах, а также в странах социалистической ориентации, но и к установлению американских порядков во всех странах мира.