В очередной телевизионной передаче, которую вел политический обозреватель Центрального телевидения и Всесоюзного радио профессор В. С. ЗОРИН, на письма телезрителей ответил заведующий Отделом международной информации ЦК КПСС Л. М. ЗАМЯТИН.
***
- Многие спрашивают о причинах ухудшения советско-американских отношений, о том, что стоит за сегодняшней позицией США в отношении нашей страны и на что рассчитывают в Вашингтоне.
- Действительно, отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами в настоящее время находятся на самом низком уровне за весь послевоенный период. И причиной тому - политика США. В Вашингтоне часто делаются заявления о желании развивать диалог с СССР, о стремлении США найти решение проблем, разделяющих две державы. Однако анализ конкретной позиции Соединенных Штатов по крупным политическим проблемам и вопросам двусторонних отношений выявляет одну закономерность: по существу у американцев нет конструктивной, а подчас и никакой позиции по этим вопросам.
Недавно в Москве побывал министр иностранных дел ФРГ Г.-Д. Геншер. Перед этим он был в Вашингтоне, и, по утверждениям западногерманской и американской печати, он должен был привезти какие-то новые идеи и соображения относительно развития отношений между США и СССР. Но, излагая американскую позицию, федеральный министр практически ничего нового сказать не мог. А. А. Громыко, подводя итог переговоров, отметил, что даже на самых точных весах невозможно обнаружить положительный сдвиг в американской позиции.
Дело в том, что нынешняя администрация США с самого начала строила отношения с Советским Союзом с позиций политики силы и давления. Отсюда - огромная, небывалая по размерам гонка вооружений, на которую тратятся огромные средства, фанатическое стремление обрести военное превосходство над СССР. Сейчас американский военный бюджет на 1984 г. в 2 - 2,5 раза превышает бюджет 1981 года, а на 1985 год планируется его рост до 313 млрд. долларов.
Однако делать ставку на то, что с нами можно вести переговоры с позиции силы, - значит допускать серьезный политический просчет. Администрации США не хватает, я бы сказал, чувства политической реальности, политического мужества, если хотите, здраво начать налаживать отношения с Советским Союзом. С нашей стороны такое желание есть, мы готовы вести переговоры и изложили Соединенным Штатам целый комплекс наших предложений. Практически ни на одно из них конкретного ответа не получено.
Руководители вашингтонской администрации в последнее время в публичных выступлениях и при контактах с союзниками усиленно проводят идею, что ничего особенного не происходит, ухудшения советско-американских отношений будто бы вовсе не наблюдается. Это явная дезинформация и своей и зарубежной общественности. Переговоры и по евроракетам и по стратегическому оружию прерваны. И прерваны не из-за позиции СССР, а из-за того, что США начали размещать свое ракетно-ядерное оружие средней дальности в Европе. По замыслу Рейгана, американские "першинги" и крылатые ракеты в Европе сделают Советский Союз "сговорчивей". В результате начала размещения американского оружия и наших ответных мер уровень военного противостояния в Европе повысился, ситуация еще больше накалилась.
Обрели ли европейские страны в итоге большую безопасность, как утверждает Рейган? Ничего подобного. Их безопасность намного уменьшилась, потому что они оказались заложниками авантюристической военной политики США.
Упрочилась ли безопасность самих США? Тоже нет. А политические контакты при обострении напряженности начали сворачиваться.
К этому следует добавить, что США усиливают свой "глобализм", стремясь подавить национально- освободительные движения в различных районах мира.
- В связи с размещением американских ракет средней дальности в Европе авторы многих писем ставят вопрос так: что же дальше?
- США к настоящему моменту установили на территории ФРГ 18 "Першингов-2". В Англии и в Италии размещены 32 крылатые ракеты. Обстановка в связи с этим резко обострилась. И чтобы не допустить ломки существовавшего до этого примерного равенства, в ответ на угрозу, которую создают США для нас и наших союзников, СССР был вынужден принять ответные меры.
Начиная с декабря 1983 г., по договоренности с ГДР и ЧССР, мы разместили на их территории боевые ракетные комплексы оперативно-тактического назначения повышенной дальности. Словом, СССР создает противовес той угрозе, которую пытаются создать нам. Усилено также патрулирование советских подводных лодок вокруг территории самих Соединенных Штатов. Причем эти подводные лодки оснащены ракетами, эквивалентными "Першингу-2" по мощности, дальности полета, точности поражения цели и подлетному времени.
А ведь наша страна предлагала США совсем иное. Наши шаги ответные, вынужденные, но необходимые. Мы хотели бы найти возможность понизить ядерное противостояние в центре Европы. Реальный путь к этому - прекращение размещения и вывод уже размещенных американских ракетно-ядерных комплексов средней дальности в Западной Европе.
- Как известно, Вашингтон осуществляет сейчас новые шаги в попытке сбрести военное превосходство, провозглашая планы милитаризации космоса. Что в связи с этим предпринимает наша страна?
- Объявляя о планах создания противоспутникового оружия и запрашивая в конгрессе многомиллиардные ассигнования, Белый дом называет новую ракетную систему "оборонительной". Она якобы нужна США для того, чтобы "лишить русских возможности наблюдать за ракетами", размещенными на американской земле.
Продолжаются и разговоры о разработке и возможности выведения в космос оружия, которое могло бы оттуда поражать наземные цели. Создано специальное научное и военное командование для разработок и испытания такого оружия. Но и эта попытка получить военное превосходство над СССР нереалистична.
Пока же мы стараемся предотвратить этот акт безумия (иначе не назовешь). СССР предложил США провести переговоры по этому вопросу. Ответа не последовало. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1983 г. было внесено советское предложение о запрещении выведения в космос любого оружия и использования его в космосе и из космоса против наземных объектов. Предложение о заключении такого договора нашло поддержку подавляющего большинства членов ООН.
В Вашингтоне много говорят о контроле, но спутниковый контроль из космоса их не устраивает. Кроме того, попытки создать "ракетно-ядерный щит", как его стали называть в Америке, нарушают по существу бессрочное соглашение о противоракетной обороне, которое было подписано в 1972 г. и уточнено в 1974 г. правительствами США и СССР. На основании этого соглашения ни одна из сторон не может создавать на своей территории новую систему противоракетной обороны, выходящую за рамки согласованных условий. Вашингтон пренебрегает этим соглашением.
Понимая опасность военного использования космоса, Советское правительство приняло решение объявить односторонний мораторий на вывод своего противоспутникового оружия в космос до тех пор, пока этого не сделает какая-либо другая страна. Мы хотим оставить космос мирным, сделать его ареной научных исследований ради прогресса человеческой цивилизации. Мы против того, чтобы переносить "звездные войны" с американских экранов в реальную действительность.
- Возможно ли в этих условиях улучшение советско-американских отношений?
- Что касается Советского Союза, то можно сказать: да, возможно, и мы к этому стремимся, ибо считаем, что без улучшения этих отношений невозможно рассчитывать на ослабление существующей напряженности в мире. Что для этого нужно сделать? Во-первых, нужно, чтобы правящие круги США и тех стран НАТО, которые их поддерживают, встали на реалистические позиции, чтобы переговоры между нами строились на основе равенства и одинаковой безопасности. При решении той или иной политической или военной проблемы никакая из сторон не должна стремиться обеспечить себе превосходство за счет ущемления интересов другой стороны.
Во-вторых, надо реально посмотреть на сложившуюся ситуацию в мире. США считают, что они могут сейчас с позиции силы диктовать свои условия во многих районах мира, силой оружия навязывать "американский образ жизни". Это оборачивается массовыми убийствами людей, кровопролитием, как это было в Ливане, на Гренаде, как происходит в Центральной Америке. Вашингтон должен отказаться от такой политики, должен понять, что "не рука Москвы" руководит национально-освободительным движением народов, что это движение порождено желанием народов жить так, как они хотят, а не так, как это угодно Белому дому.
- Как можно оценить нынешнее состояние советско-японских отношений?
- Мы всегда стремились строить эти отношения на основе добрососедства. Но произошло резкое ухудшение этих отношений. И причина опять-таки кроется в политике США, которые стремятся подтолкнуть правительство Накасонэ к резкой милитаризации всей японской политики.
США ставят район Тихого океана на второе после Западной Европы место по важности с военно- стратегической точки зрения. И Японии отводится важная роль в наращивании военного потенциала в этом регионе. Фактически отменено ограничение численности японской армии. Начато совместное американо-японское производство некоторых видов оружия. Япония намерена производить собственные крылатые ракеты и к 1986 г. иметь примерно 400 таких ракет. Американцы сбывают Токио и свое оружие и всячески способствуют наращиванию его военного потенциала.
В этих условиях Япония, следуя в фарватере Вашингтона и подчиняясь разного рода экономическим эмбарго против СССР, которые вводятся Соединенными Штатами, сворачивает научно-технические и торговые связи с Советским Союзом. В этом причина ухудшения отношений между нашими странами. Многое будет зависеть от дальнейшей линии правительства Накасонэ.
- Принес ли визит президента Рейгана в Китай какие-либо существенные перемены в американо- китайские отношения?
- Да, принес. Визит Рейгана, как и предшествовавший ему визит в США премьера Госсовета КНР, преследовал ряд целей. Причем, наряду с общими целями, каждая сторона имела и свои собственные.
Администрация Рейгана считала и считает, что может использовать Китай в своей политике в районе Тихого и Индийского океанов. Она считает, что может использовать антисоветизм китайского руководства для осуществления своей политики в районе Дальнего Востока. Рейган говорил об этом прямо, когда он находился в Китае, и китайское руководство не возражало.
Ставка американцев делается на то, что, как заявляет китайское руководство, Китай не может осуществить запланированные "четыре модернизации" - сельского хозяйства, промышленности, науки и техники и обороны - без иностранной помощи и потому, как подчеркнул Дэн Сяопин в одном из своих выступлений, Китай открывает широкие возможности для привлечения иностранного, в том числе американского капитала. Двенадцать портовых городов Китая объявляются зонами, открытыми для беспошлинной торговли, чтобы вновь привлечь в эти районы капитал буржуазных государств. В ходе переговоров с Рейганом китайские руководители подчеркивали: политика "открытых дверей" - долгосрочная.
По многим политическим вопросам наблюдалась определенная общность взглядов, скажем, по вопросу о Кампучии, Вьетнаме, Афганистане, по целому ряду других вопросов.
Общность взглядов двух государств... Одно империалистическое, проводящее агрессивную политику, другое - социалистическое. Какова же эта общность, на что она направлена?
Объективности ради надо сказать, что, когда Рейган, который использовал эту поездку в предвыборных целях, чтобы показать, что он может иметь дело с КНР, слишком далеко заходил в своей антисоветской риторике, китайская цензура в печати снимала эти места. Но это не означает осуждения рейгановской риторики, как не было осуждения и многих действий рейгановской администрации в развивающихся странах, на Ближнем Востоке, в других районах мира, где осуществляется прямая или косвенная империалистическая агрессия.
- Телезритель Харченко из Одессы пишет: "Если на выборах 6 ноября будет переизбран нынешний президент США, значит ли это, что советско-американские отношения окажутся замороженными еще на четыре года?"
- Мы имеем дело не с отдельными личностями, а с государством. История показывает: когда было взаимное желание налаживать советско-американские отношения, то они были гораздо лучше, чем сейчас; когда такого желания не было, то они опять ухудшались.
- Почему в условиях небывалого подъема антивоенного движения у власти в ряде западноевропейских стран стоят проатлантические и правые режимы?
- Этот вопрос увязывает две проблемы. Правые режимы стоят у власти в ряде стран - такова сама буржуазная система. Взять хотя бы США. Вся система власти организована так, что, какие бы выборы ни проходили, все равно у власти остается буржуазная партия и осуществляет диктатуру правящего класса буржуазии. Элитарная группа политиканов осуществляет политику в интересах этого класса. Вот цена буржуазной демократии.
Политика буржуазных правительств, направленная против мира, вызывает к жизни мощные антивоенные движения, потому что люди разных партий, профессий, возраста начинают все больше осознавать, что эта политика создает угрозу существованию современной цивилизации. Это накладывает отпечаток на деятельность ряда правительств западных стран.
Антивоенное движение играет огромную роль в сохранении мира. Это один из факторов, который вместе с миролюбивой политикой стран социализма дает нам заряд оптимизма и позволяет говорить, что есть возможность сохранить мир. И надо полностью использовать эту возможность.