Примерное время чтения: 11 минут
116

9-я СТУДИЯ. НАСУЩНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ

В очередном выпуске передачи, выдержки из которой мы предлагаем, принимали участие заведующий отделом международной информации ЦК КПСС Леонид Митрофанович Замятин и политический обозреватель Центрального телевидения и Всесоюзного радио, профессор Валентин Сергеевич Зорин. Передача посвящена ответам на письма телезрителей.

ЗОРИН: Есть большая группа писем, авторы которых просят объяснить, что такое "промежуточный вариант", выдвинутый Вашингтоном на женевских переговорах, и чем он отличается от первоначальных предложений администрации.

ЗАМЯТИН: В Женеве, как известно, обсуждается вопрос о сокращении ядерных средств средней дальности. Пока что на этих переговорах нет результатов. Они заведены американцами в тупик. И для того, чтобы как-то прикрыть свою позицию саботажа, американцы, манипулируя общественным мнением, ввели в свои предложения понятие так называемого "рейгановского нуля", который существенно отличается от общечеловеческого, арифметического понятия "нуль". Он сводится к тому, что СССР останется с нулем, а американцы и силы НАТО будут располагать той тысячью единиц ядерного оружия, которое они пытаются оставить нетронутым.

Позиция очевидно неприемлемая, и даже союзники США по НАТО просили, чтобы Рейган проявил гибкость. И вот как своеобразная гибкость на переговорах выдвигается новое предложение - так называемый "промежуточный вариант". Промежуточный между чем и чем? Предлагается оставить нетронутыми все компоненты, которые составляют средства передового базирования НАТО, те 1 тыс. единиц, а заняться сокращением советских ракет.

То есть фактически речь идет опять о размещении американских ракет, ноне сразу 600 единиц, как они объявили, а по частям. Это не что иное, как манипуляция с цифрами, чтобы дать возможность американцам развернуть свое оружие средней дальности в Европе и попытаться сбить волну протеста, которая сейчас широким фронтом идет во всех европейских странах.

ЗОРИН: В нашей почте есть несколько писем с вопросом, почему мы ведем переговоры о ракетах средней дальности в Европе с Соединенными Штатами, а не с правительствами западноевропейских стран.

ЗАМЯТИН: А потому, что страны НАТО, принимая пресловутое "двойное" решение в 1979 году, обговорили, что США будут уполномочены вести эти переговоры с СССР от их имени. И вот их Соединенные Штаты и ведут. А когда речь заходит о других странах НАТО, то США заявляют, что не собираются обсуждать эти вопросы от имени западноевропейцев.

ЗОРИН: Вокруг вопроса о ракетно-ядерном потенциале Англии и Франции много споров: учитывать, не учитывать. В связи с этим хочу процитировать недавно одобренный правительством Франции законопроект "О военном программировании на период с 1984 по 1988 г.". В том месте документа, где речь идет о реорганизации и перевооружении обычных сил, указывается, что должна быть обеспечена способность вооруженных сил защитить территорию Франции, а также по решению правительства вести боевые действия бок о бок с его союзниками в Европе и продолжать решительные операции за пределами Европы. Ведь это официальный документ.

ЗАМЯТИН: И он ясно подтверждает наш тезис о том, что английские и французские ракеты должны браться в зачет при общем суммарном количестве - они направлены против СССР.

ЗОРИН: Поскольку речь зашла о Франции, многие просят объяснить непонятный "сдвиг вправо" в этой стране, где правительственный аппарат находится в руках левых сил.

ЗАМЯТИН: Здесь сказывается, на мой взгляд, экономическое давление США, которое в последнее время во все большей степени используется Вашингтоном в отношении своих союзников по НАТО с целью навязать свои концепции в Европе. И Франция перед лицом экономического нажима вынуждена сейчас ближе подходить к проатлантической позиции во всех вопросах.

Париж уже трижды девальвировал франк за последнее время. ФРГ уже четыре раза ревальвировала, то есть повышала в цене марку. А это давало возможность США создавать такую обстановку, когда под высокий банковский процент многие капиталы уходили из французских и западногерманских банков за океан. Франция, например, только за год потеряла таким образом 63 млрд. франков.

Государственный долг Франции сейчас составил примерно 310 млрд. франков за год. Он увеличился в два раза по сравнению с прошлым годом. Франция вынуждена сейчас принимать целый ряд экстренных мер, в том числе просить займов у США. Американцы же выдвинули свои политические условия.

ЗОРИН: Как известно, США не последовали примеру СССР и не взяли на себя обязательство не применять первыми ядерное оружие. Учитывая это, у многих возникает вопрос, не наносим ли мы таким односторонним обязательством ущерб безопасности своей страны.

ЗАМЯТИН: Нет. Потому что если на Западе какой-то безумец прибегнет к ядерному оружию, нажмет ядерную кнопку, то этот удар не останется без возмездия. У нас есть чем защитить нашу страну, и об этом наши руководители говорили неоднократно в своих выступлениях.

ЗОРИН: Многие товарищи ставят вопрос в своих письмах так. Видимо, правительству Рейгана и его западноевропейским союзникам не удалось бы осуществлять свой нынешний опасный и очень дорогостоящий курс гонки вооружений, если бы он вызывал всеобщий отпор. А раз они его все же осуществляют, значит какую-то поддержку части населения в своих странах они получают. И значит, эта часть населения, очевидно, верит в усиленно раздуваемый миф о "советской военной угрозе"?

ЗАМЯТИН: Рейган пришел в Белый дом с совершенно определенными целями - раскрутить гонку вооружений, прежде всего ракетно-ядерных. Ведь Рейган представляет интересы ракетно-ядерных концернов, главным образом западного побережья США. А наращивание гонки вооружений требует определенной пропагандистской кампании, которая как-то объяснила бы общественному мнению его поступки.

Сразу же появилась концепция: все, что делает американская администрация, делается для отражения "советской военной угрозы". Для этого фальсифицируются цифры, которые убеждали бы в "советском превосходстве" по разным видам вооружений.

Пропагандистский напор постоянно усиливается. Рейган сам теперь выступает по телевидению каждую субботу. Тезис этих выступлений: русские имеют преимущество, и поэтому США должны быстро довооружаться.

В эту концепцию верят те, кто не знает советской политики. А таких, к сожалению, много в США, потому что американская пропаганда делает все для того, чтобы нашу точку зрения, наши аргументы исказить. И поэтому какая-то часть американского общественного мнения охвачена чувством шовинизма, она подхватила лозунг, брошенный Рейганом: "Обеспечить величие Соединенных Штатов, их превосходство!" Нельзя сбрасывать со счетов, что определенная часть американцев поддерживает рейгановскую политику.

Но вместе с тем есть и немалая часть американской общественности, которая понимает, к чему гонка вооружений может привести, и выступает с реальных позиций, требует замораживания ядерных вооружений.

ЗОРИН: Группа писем связана с недавно провозглашенной президентом Рейганом программой по созданию принципиально новых видов оружия, которое он назвал оборонительным.

ЗАМЯТИН: Это не оборонительное оружие. "Оборонительная" - только терминология. В 1972 году, когда было подписано советско-американское соглашение об ограничении систем противоракетной обороны, то было одновременно же подписано временное соглашение по стратегическим вооружениям. Это взаимосвязанные системы, и разделить их никак нельзя.

Что это за программа - "MX"? Каждая ракета "MX" несет десять боеголовок. А каждая боеголовка имеет 100 кт ядерного заряда. Значит, каждая ракета несет 1 Мт ядерного заряда. Чтобы как-то представить себе ее разрушительную силу, надо вообразить поезд длиной 600 км, начиненный взрывчаткой. Это одна ракета "MX". А их ставят 100. Оборонительная система? Конечно же, нет. Одновременно было объявлено, что Рейган принял решение о развертывании нового поколения так называемых "карликовых" ракет.

Много всяких домыслов ходит по поводу того, как будет осуществлена так называемая "оборонительная" система. Но из всего того, что опубликовано в американской печати, ясно: для ее осуществления Рейган намерен перенести гонку вооружений в космос. То есть, запустить в космос примерно 12 спутников, которые, летая вокруг земного шара, над территорией СССР, могут лучом поражать запущенные на США ракеты.

Я думаю, что это все самый настоящий камуфляж. Планируется еще одна стратегическая система вооружений, а называют ее оборонительной.

ЗОРИН: Многих товарищей интересует, как в условиях необычайного размаха в Западной Европе, в том числе в ФРГ, антивоенного движения, движения против размещения американских ракет стал возможным приход к власти в ФРГ блока ХДС-ХСС, лидеры которого часто идут в фарватере политики Вашингтона, готовящего уже в нынешнем году размещение в Европе своих ракет.

ЗАМЯТИН: Партия Коля избрала своим лозунгом на выборах "оздоровление экономики". Этот лозунг наряду с возложением всей ответственности за экономические трудности на социал-демократов дал возможность этой партии получить большинство на выборах.

Лозунг "ограничение или неразмещение американского ядерного оружия" тоже фигурировал на выборах. Но социал-демократическая партия не смогла его заострить надлежащим образом, а партия Коля интерпретировала его таким образом, что если переговоры в Женеве не увенчаются успехом, то тогда ничего не остается, как принять американское оружие.

Но сказать о том, что требование неразмещения ядерного оружия в ФРГ не было со всей остротой проявлено в период избирательной кампании, было бы неверно. Этот лозунг в полной мере был развернут партией "зеленых". И, провозглашая этот лозунг, она получила 27 мандатов - 5,6 проц. голосов.

ЗОРИН: Как Вы полагаете, будут ли сторонники разоружения играть реальную роль и в предстоящий период и оказывать влияние на нынешнее боннское правительство?

ЗАМЯТИН: Будут. Движение это расширяется, активизируется, и люди понимают, что и от их позиции, от их голоса многое сейчас зависит.

ЗОРИН: В попытке оклеветать это движение усиленно запускается тезис о том, что оно инспирируется Советским Союзом.

ЗАМЯТИН: Хочу рассказать об одном случае, который со всей очевидностью показывает, насколько это все нелепо. Однажды Рейгана журналисты спросили: "Как Вы относитесь к растущему в США движению против гонки ядерного вооружения?" Рейган ответил: "Это рука Москвы". Журналист его спросил: "Откуда такая уверенность?" На это был такой ответ: "Я недавно прочитал об этом в американском журнале "Ридерс дайджест..." Достаточно сказать, что утверждение президента было вынуждено опровергнуть ФБР.

ЗОРИН: Многих интересует нынешнее состояние советско-китайских отношений.

ЗАМЯТИН: Позиция нашего государства такова: нам надо нормализовать эти отношения.

Консультации, два тура которых, как известно, уже было проведено, будут продолжены, об этом есть договоренность. Атмосфера, в которой проходили консультации, хорошая, деловая, и обе стороны высказывали удовлетворение этим фактом. Но до решения крупных проблем в общем-то пока еще не дошло.

Переговоры эти имеют закрытый характер, и стороны условились не раскрывать пока тех вопросов, которые конкретно подлежат обсуждению на них. Но тем не менее из сообщений в китайской печати можно заключить: китайская сторона выдвигает определенные предварительные условия нормализации отношении между Китаем и Советским Союзом. И они касаются не советско-китайских отношений, а наших отношений с третьими странами. Мы никогда не намеревались платить за нормализацию наших отношений с какой бы то ни было страной цену, равную изменению характера наших отношений с другими странами. Это наша принципиальная политика.

Негативным фактором является то, что, несмотря на консультации, китайская пропаганда продолжает вести враждебную линию в отношении СССР. Ежемесячно в "Жэньминь жибао" появляется примерно 120 - 140 враждебных нашей стране публикаций.

В области внешней политики бытуют такие заимствованные у империалистической пропаганды термины, как "советский глобализм", "советская военная угроза". Эта терминология использовалась и в период "культурной революции". Она всегда была базой, на которой империалистические силы пытались использовать Китай против СССР. И достойно сожаления, что наше предложение Китаю об ограничении такой пропаганды, чтобы не воспитывать чувство отчужденности у населения, а, наоборот, руководствоваться чувством интернационализма, - это предложение не находит поддержки пока со стороны китайского руководства.

Но тем не менее, как отметил на ноябрьском Пленуме ЦК КПСС в 1982 г. Юрий Владимирович Андропов, в интересах мира, в интересах социализма мы должны предпринять все зависящее от наших стран, чтобы нормализовать наши отношения.

ЗОРИН: Из высказываний американской печати и некоторых вашингтонских деятелей можно понять, что какой-то сдвиг в советско-китайских отношениях вызывает в США нервозность.

ЗАМЯТИН: Естественно. Ведь Вашингтон делает все, чтобы повернуть китайскую политику против СССР. Но противоречий между США и Китаем достаточно, и мне думается, что Китай отнюдь не собирается играть ту роль, которую ему отводят в Вашингтоне. У него собственная политика, хотя во многих аспектах мы не одобряем эту политику.

ЗОРИН: И в заключение такой вопрос: будет ли международная обстановка ухудшаться и дальше или же есть перспективы поворота к лучшему?

ЗАМЯТИН: Нельзя терять бдительности в отношении вероломного курса администрации США. Ядерные безумцы могут переступить определенную грань. Но мы считаем, что силы, которые противостоят этому, тоже велики. Люди, которым дорого сохранение всего того, что создало человечество на Земле, не должны, не могут допустить, чтобы развитие событий в мире привело бы к ядерной конфронтации.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно