Примерное время чтения: 6 минут
118

ТЕМУ ПОДСКАЗАЛ ЧИТАТЕЛЬ. ТРЕВОЖНЫЙ МИР НА ЮГЕ АФРИКИ

ШЕСТНАДЦАТОГО марта 1984 г. Президент Народной Республики Мозамбик Самора Машел и премьер-министр ЮАР П. Бота скрепили своими подписями договор о ненападении, который внес новые черты в сложную ситуацию на юге Африки.

Содержание договора широко обсуждалось в западной прессе, освещалось радиостанциями США, ФРГ, Италии, Франции и других стран.

Западная печать пыталась убедить читателя, что в событиях на юге Африки США выступают в роли "миротворцев". Но вся эта пропагандистская шумиха не имела должного эффекта, поскольку мало кто сомневается в том, что роль США в конфликте в южной части Африки была отнюдь не миротворческой. И если очистить суть событий от словесной шелухи, в которую ее облекли на Западе, картина окажется совершенно иной.

В ИНТЕРЕСАХ МОНОПОЛИЙ

КАКОВЫ же истинные цели американской политики на юге континента? Во-первых, в политике Вашингтона в этом регионе первостепенное значение имеют интересы экономические. Можно напомнить, что прямые частные инвестиции США в ЮАР достигли в 1983 г. суммы почти в 3 млрд. долл. - это примерно половина всех американских капиталовложений в Африке. Торговый оборот двух стран составил в 1982 г. около 5 млрд. долл., а в прошлом году превысил эту сумму. В ЮАР действует 340 американских компаний. Из ЮАР и оккупируемой ею Намибии военно- промышленный комплекс США получает 100 проц. импортируемых промышленных алмазов, 80 - платины, 55 - урана, 88 - кобальта, 44 проц. - марганца, а также медь, цинк, олово, хром, ванадий. Во-вторых, важнейшее воздействие на формирование американской стратегии в Южной Африке оказывает политический фактор. Ведь расистский режим Претории - последний оплот империализма на континенте.

В-третьих, Вашингтон объявил всю Африку "сферой жизненных интересов США", аргументируя это тем, что африканский континент имеет "огромное стратегическое значение для отпора коммунизму". Об этом со всей откровенностью заявил недавно в Бостоне государственный секретарь США Дж. Шульц. Поэтому расистская ЮАР рассматривается США как важный военно-стратегический фактор на юге континента.

Все это и объясняет, почему США стремятся держать под контролем ситуацию в регионе. Еще недавно Вашингтон считал, что лучшим средством обеспечить свои интересы на юге континента являются поддержка и даже поощрение агрессивности расистского режима. Последний старался делом доказать свою приверженность заокеанским покровителям. Отсюда - агрессивные акции и провокации против соседних государств, помощь подрывным организациям, действующим на их территории. Иными словами, это был курс на вооруженную конфронтацию.

Что же изменилось в настоящее время? Неужели и вправду южноафриканский режим "подобрел" по отношению к своим соседям, как это пытаются внушить обывателю на Западе?

МИРОЛЮБИЕ ИСТИННОЕ И МНИМОЕ

"ПОРА ЗАДАТЬ ВОПРОС: зачем ЮАР ведет военные действия в Анголе? Цена, которую нам приходится платить за это, непомерно высока... Военные расходы достигают почти 1 млрд. рандов (1 ранд равен 1,05 долл.) в год", - признавала недавно южноафриканская газета "Ранд дейли мейл".

Героическое сопротивление ангольцев военной машине ЮАР превратило "блицкриг" южноафриканского "рейха" в затяжную войну. Слишком дорогостоящими для экономики ЮАР оказались поддержка, оказываемая антинародной группировке МНС в Мозамбике, и помощь раскольническим бандам УНИТА, ФНЛА и ФЛЕК в Анголе (без материальной поддержки США эта помощь вообще была бы невозможной).

Тяжелым бременем стало для расистского режима и "содержание" Намибии, что признал, выступая в парламенте 31 января, премьер-министр ЮАР П. Бота. Он сообщил, что на это тратится примерно 1 млрд. рандов в год. Как ожидается, дефицит государственного бюджета ЮАР возрастет дополнительно в 1983/1984 финансовом году еще на 1400 млн. рандов. Таким образом, одним из итогов агрессивного курса ЮАР стали экономические трудности.

С другой стороны, соучастник расистов в преступной политике на юге Африки - Соединенные Штаты - столкнулись с явным противодействием своему курсу как за рубежом, так и внутри страны. Политика США неоднократно осуждалась ООН, движением неприсоединения, Организацией африканского единства.

Немаловажное значение имеет и тот факт, что сейчас в США развернулась предвыборная кампания и голоса чернокожих избирателей могут оказать существенное влияние на исход выборов.

Все это, вместе взятое, заставило США начать поиск нового варианта продолжения своего "конструктивного сотрудничества" с ЮАР, а сам расистский режим - пойти на мирные переговоры.

ТАКТИЧЕСКИЙ ХОД

"САДЯСЬ ЗА СТОЛ переговоров, ЮАР предпринимает попытки достичь того, чего она не смогла добиться военным путем, - справедливо указывает конголезская газета "Мвети". - Цели Претории, которой усиленно помогает Вашингтон, очевидны: увековечить систему апартеида в ЮАР, сохранить и упрочить позиции Запада на южноафриканском субконтиненте, поставить у власти в Намибии своих марионеток".

Тщетные надежды!

Руководитель Мозамбика С. Машел заявил после подписания соглашения с ЮАР, что "ни о каком сосуществовании в области идеологии не может быть и речи". "Наши системы антагонистичны, - подчеркнул он, - мы за социализм, мы против капитализма". Поэтому совершенно напрасны расчеты расистов, что договор с Мозамбиком поможет свернуть страну с избранного народом пути. Просто мозамбикцам необходимо залечить раны, восстановить экономику, подорванную диверсиями ЮАР и их наймитов из МНС.

Аналогичную позицию занимает и руководство НРА, где соглашение о разъединении войск полностью поддерживается народом. В совместной декларации, которая была подписана во время визита на Кубу Президента Анголы, Председателя МПЛА - Партии труда Ж. Э. душ Сантуша прямо говорится о том, что героическое сопротивление ангольского народа, пользующегося твердой поддержкой его союзников- интернационалистов, убедило агрессоров в невозможности сломить НРА, ликвидировать в стране революционный процесс и заставило их пойти на переговоры уже на новой основе.

В декларации отмечается, что, в случае выполнения ЮАР требования о полном выводе войск ЮАР с территории Анголы, прекращения поддержки террористов из УНИТА, а также осуществления ЮАР резолюции 435 Совета Безопасности ООН по Намибии, Куба и Ангола будут готовы рассмотреть вопрос о поэтапном выводе кубинских войск из Анголы.

Однако министр иностранных дел ЮАР Р. Бота расценил эти предложения Гаванской декларации как "неприемлемые". Он продолжал настаивать на "увязке" урегулирования намибийской проблемы с предварительным выводом кубинских войск из Анголы. В этой связи очевидно, что, несмотря на все заявления американских "миротворцев" и южноафриканских расистов об их стремлении к миру, никаких принципиальных изменений в их политике не произошло: "мирные" предложения ЮАР - это тактический ход, а конечные цели Претории в корне противоречат интересам африканских народов.

В. РАСНИЦИН, кандидат исторических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно