Примерное время чтения: 11 минут
137

"9-я СТУДИЯ". Банкротство политики Рейгана

В очередной телевизионной передаче участвовали заведующий сектором Отдела международной информации ЦК КПСС В. И. КОБЫШ, заместитель директора Института США и Канады АН СССР профессор В. В. ЖУРКИН и политический обозреватель Центрального телевидения и Всесоюзного радио профессор В. С. ЗОРИН.

ЗОРИН: Курс на обострение международного положения, на проведение которого рейгановская администрация в минувшие годы потратила и очень большие усилия, и гигантские средства, продолжается в том виде, в котором он был сформулирован с самого начала. И в то же время, несмотря на усилия и средства, - и это весьма примечательно - даже в Вашингтоне, не говоря уже о других западных столицах, признают то обстоятельство, что основные цели, поставленные перед собой руководством республиканской партии после того, как она пришла к власти, остались невыполненными. Почему?

КОБЫШ: Думаю, цели эти не достигнуты и не могут быть достигнуты, потому что они нереалистичны. Чего, например, добилась администрация Рейгана своей политикой силы, гонкой вооружений? Разве удалось ей остановить происходящие в мире исторические перемены? Нет, конечно. Получили США военное превосходство над СССР? Тоже нет. Добился Рейган и его администрация ослабления социалистического содружества? Нет. Может быть, американцы в результате всех этих усилий и чудовищных военных затрат чувствуют себя сегодня в большей безопасности, может быть, ядерная угроза для них куда-то отдалилась? Да нет, все наоборот. Американцы живут теперь в постоянном страхе перед ядерной угрозой. Если называть вещи своими именами, это банкротство внешней политики администрации Рейгана по основным направлениям. Советский Союз, государства социалистического содружества выступили главной противодействующей силой этому курсу США и их партнеров по НАТО. Идеи социализма, наши миролюбивые предложения, наш миролюбивый курс, а не вашингтонское бряцание оружием определяют сегодня политический климат в мире.

Возникает вопрос: на что рассчитывают американские руководители? Воинственность сегодняшней американской политики - не признак силы, а признак слабости, исторической слабости. Это еще одно свидетельство падения американской империи, у которой нет исторической перспективы, а у ее руководителей нет идей, и никакими горами оружия эти идеи не заменишь.

ЗОРИН: Комплексная программа мира, выдвинутая нашей страной, пользуется поддержкой самых широких масс в разных странах. Тем не менее Вашингтон продолжает лезть напролом. Не означает ли это, что руководители американской политики фактически игнорируют неблагоприятные для них внешнеполитические факторы?

ЖУРКИН: Да, это особенность тех оголтелых, авантюристических сил, которые сейчас стоят у власти в Вашингтоне. Практически всю систему современных международных отношений они пытаются превратить в плацдарм для американской политики милитаризма и насилия.

Возьмем, скажем, переговоры о сокращении вооружений, которые велись некоторое время тому назад. Американская сторона нагло и беспардонно пыталась навязать Советскому Союзу свою схему, сохранить в неприкосновенности американские ядерные силы и ослабить советские. Не удалось. И тогда Вашингтон решил сорвать переговоры. В результате нынешняя администрация оказалась единственным правительством США за четверть века, которое не заключило ни одного соглашения с СССР об ограничении и сокращении вооружений.

Объявляя Советскому Союзу экономическую войну, Рейган откровенно говорил, что он собирается окружить нашу страну таким экономическим карантином, что ему удастся просто диктовать свои условия. Затея провалилась.

США пытались вообще изолировать СССР в системе международных отношений. Это особенно ярко проявилось в действиях американской дипломатии в ООН. И что же? Я подсчитал некоторые итоги голосования на последней сессии ООН. Резолюция о предотвращении милитаризации космоса: за - 147 стран, против - 1 государство (США). Резолюция о прекращении ядерных испытаний: за - 119, против - 2 (США и Англия). О прекращении гонки вооружений: за - 132, против - 1 страна (США). О замораживании ядерных вооружений: за - 124, против - США и ряд союзников по НАТО, всего 13 стран. О запрещении новых видов оружия массового уничтожения: за - 116, против-1 государство (США). Этот список можно еще долго продолжать. Он свидетельствует об изоляции США. И если Вашингтон, как это показало истерическое выступление американского представителя в ООН Джин Киркпатрик на съезде республиканской партии, намерен продолжать прежнюю линию, его ждут новые потери и поражения.

КОБЫШ: Может быть, кому-то покажется неожиданным, но я вижу самую большую слабость политики США, НАТО - в Западной Европе. На первый взгляд, здесь у Вашингтона все обстоит благополучно: союзникам выкрутили руки, они послушно одобряют практически все, что им говорит Вашингтон, американские ракеты размещаются... Но ведь здесь происходят очень серьезные, глубинные процессы, которые и определяют существо событий.

Остановимся на экономических проблемах. Между США и Западной Европой идет экономическая война. Искусственное завышение курса доллара, банковской учетной ставки вызвало экономические конвульсии в западноевропейских странах, массовые банкротства, невиданную безработицу. Отсюда - явный рост антиамериканизма в западноевропейских странах. Субъективные моменты - такие, как приход к власти в ряде западноевропейских стран консервативных правительств, - на какое-то время заслонили объективную реальность, но не могли отменить объективные процессы, в частности рост межимпериалистических противоречий. Закон неравномерности развития капитализма и связанных с этим противоречиях между капиталистическими странами сейчас очень ясно проявляется в отношениях США с их западноевропейскими союзниками и с Японией.

Другая проблема - военно-политическая. В Пентагоне ликуют сейчас в связи с размещением "першингов" и крылатых ракет на европейской земле. Западноевропейцы же с ужаснувшей их ясностью осознали, что их страны не более чем театр военных действий для американских стратегов. Сомневаюсь, что это может их устроить, и думаю, что американские ракеты - мина замедленного действия.

ЗОРИН: Словом, цели, которые рейгановская администрация ставила перед собой в Европе, не достигнуты. Но ход событий и в других важнейших регионах мира, в частности на Ближнем Востоке, в Центральной Америке, также свидетельствует о противоречии кабинетных концепций Вашингтона объективному ходу исторического процесса.

ЖУРКИН: Конечно, несоответствие кабинетных схем реальности рождает срывы и поражения, но, поскольку в руках у авторов этих схем большая военная мощь, это влечет за собой разрушения, кровь, страдания целых народов. Взять хотя бы Ближний Восток.

Вашингтон напоминает сегодня грабителя, который забрался в отель, идет по длинному коридору, поочередно дергая все двери в надежде, что какие-то из них окажутся незапертыми. Вот так открылась ливанская дверь - влезли в Ливан, но оттуда пришлось уйти. Дернули другую дверь - влезли в Персидский залив, воспользовавшись ирано- иракской войной, которую сами же разжигают. Персидский залив - важный плацдарм, контролируя который США могли бы держать руку на артерии своих главных союзников- соперников - Японии и Западной Европы. Американцы получают из Персидского залива 4, максимум 5 проц. потребляемой нефти, а Япония - гораздо больше половины. Западная Европа - более трети. Не удалось добиться размещения американских войск в Кувейте и Саудовской Аравии. Пришлось откатиться от Персидского залива, хотя там остается американская эскадра. В Красном море появились какие-то таинственные мины - американский военно-морской флот тут как тут. Мечутся, запутались в противоречиях своей политики, которую пытались сориентировать одновременно и на Израиль и на арабские страны.

ЗОРИН: Новая конструктивная советская инициатива по ближневосточному урегулированию тоже показала, что и на этот счет у Советского Союза есть конкретная программа того, что нужно сделать, чтобы нормализовать обстановку. Американцы же руководствуются лишь стремлением удержать этот район под своим контролем, но плана политического урегулирования, нормализации отношений у Вашингтона нет.

КОБЫШ: И то, что происходит сейчас на латиноамериканском континенте, потенциально несет в себе угрозу для США. Порочность политики Вашингтона в Центральной Америке и ее обреченность заключены в курсе США на подавление народов региона вооруженной силой, на то, чтобы держать их в нищете, не позволять им приступить к социально- экономическим реформам.

"Коммунизм угрожает Латинской Америке", - утверждает Вашингтон. Двадцать лет назад мне довелось беседовать с сенатором Робертом Кеннеди после его поездки по Латинской Америке. В ответ на мой вопрос он честно сказал: "Латинской Америке угрожает не коммунизм, а голод и нищета".

США привыкли рассматривать этот район как свои задворки, привыкли творить здесь все, что хотят. Для них это не более чем рынки сбыта и источник сырья. Вот откуда в Вашингтоне тревога по поводу событий в Никарагуа, Сальвадоре, ибо сегодня Никарагуа, завтра Сальвадор, послезавтра Гватемала, и не остановить этот процесс.

ЗОРИН: Это как раз и есть тот объективный процесс, не зависящий от воли Вашингтона, который бесполезно пытаться остановить орудийными залпами, высадкой десанта.

Но, мне думается, своеобразным барометром того, что администрации Рейгана не удается достичь поставленных внешнеполитических целей, является и ход нынешней избирательной кампании в США. Рейган и его окружение по вопросам внешней политики оказались в глухой обороне.

КОБЫШ: В самом деле. Когда наша страна выступила с предложением о проведении переговоров с тем, чтобы воспрепятствовать милитаризации космоса, а Белый дом ответил согласием на встречу, только на встречу не по конкретному предложенному вопросу, а вообще на переговоры неизвестно о чем, средства массовой информации, которыми администрация манипулирует, разыгрывали настоящий спектакль. Людей просто обманывали, создавая у них впечатление, будто, благодаря усилиям Вашингтона, между нашими странами вот-вот будет достигнута договоренность и может начаться новая эпоха в советско-американских отношениях. Несколько дней людей держали в полном неведении в отношении того, что действительно происходит. А ведь с такими людьми, которые не знают правды, возможны любые манипуляции. По части трюкачества и демагогии нынешняя американская администрация - большой мастер.

ЖУРКИН: Хочу поделиться личным впечатлением: как-то душновато сейчас в Америке. Хотя там никогда легко не дышалось, но сейчас чувствуешь себя особенно неприятно. Все эти флажки буквально повсюду, гимн, который исполняется по поводу и без повода, бесконечное хвастовство об "избранной стране" (тон этому задает сам президент) - все это невероятно примитивно, но действует на психику. А на нее стремятся воздействовать - это нечто более страшное - и напористой, наглой, демагогической антисоветской пропагандой. И начинаешь понимать, как нечто подобное уже происходило 50 лет назад в центре Европы. Думаю, что празднование 40-летия нашей Победы должно стать предостережением тем, кто подстегивает сегодня такую кампанию.

В сконцентрированном виде кампания по оболваниванию человека нашла отражение в предвыборном манифесте республиканской партии, принятом на съезде в Далласе. Это удивительно самодовольный, спесивый, имперский документ. Это откровенная программа подавления прав человека, тоталитарная программа, хотя и прикрытая демократической фразой.

ЗОРИН: Буквально на глазах происходит поворот в тактике руководителей республиканской партии в предвыборной кампании. Отброшена миролюбивая риторика последнего времени, сейчас вновь заговорили так, как в первый период пребывания у власти. Видно, руководители республиканской партии пришли к выводу, что кампания, направленная на привлечение новых слоев избирателей посулами экономического процветания и демагогическими рассуждениями о миролюбии, не сработала, обмануть людей не удалось. И тогда рейгановцы, очевидно, решили вернуться к тактике испытанной ими 4 года назад в ходе выборов 1980 г., когда ставка была сделана на средние слои.

Сносный уровень жизни этих слоев обеспечивается немалыми подачками, средства для которых добываются за счет ограбления народов других стран. По данным американских политологов, к средним слоям в США относится примерно 30 млн. семей. Это и была та массовая база, на которую опирался Рейган 4 года назад.

Обыватель этот, средний слой, мелкий буржуа податлив на шовинистическую обработку. И рейгановцы сделали откровенную ставку на шовинизм, на национализм, яркой вспышки которых им удалось добиться, скажем, во время лос-анджелесских Олимпийских игр. Это, по существу, раздувание самых низменных инстинктов в американском обществе, апелляция к самым оболваненным слоям населения.

КОБЫШ: Сейчас в мире создалась новая ситуация, которую в высшем эшелоне власти США пока еще не осознали на беду и всему человечеству и себе самим. А состоит она в том, что прежнее представление - чем больше оружия, тем обеспеченнее безопасность - стало опасной иллюзией. А вот то, что раньше казалось иллюзией, - мир без войн, мир без оружия - стало императивом, только такой мир теперь и возможен. Ведь еще на заре этого века В. И. Ленин предупреждал, что военное применение самых могучих завоеваний техники может привести к подрыву "самих условий существования человеческого общества".

Вместе с тем мы отвергаем мрачный взгляд, будто у человечества нет иного пути, чем накопление гор оружия, подготовка к войне. Мы считаем такой взгляд опасным анахронизмом, исходя при этом из того, что силы, противостоящие военной опасности, курсу на конфронтацию, превосходят силы войны. Теперь все или почти все люди осознали, что ядерная угроза касается всех. Было бы ошибочным не видеть реальной возможности создать непреодолимый барьер на пути к войне.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно