Предлагаем вашему вниманию выдержки из очередной телевизионной передачи. В ней принимали участие первый заместитель заведующего Международным отделом ЦК КПСС, профессор В. В. ЗАГЛАДИН, директор Института востоковедения АН СССР, академик Е. М. ПРИМАКОВ и политический обозреватель Центрального телевидения и Всесоюзного радио, профессор В. С. ЗОРИН.
ЗОРИН: Характеризуя политическую ситуацию, сложившуюся сегодня на международной арене, все сходятся на том, что она отличается большой напряженностью. На ситуации в Европе сказывается то обстоятельство, что все меньше остается времени до того момента, когда по так называемому двойному решению НАТО должны размещаться американские ракеты среднего радиуса действия на европейской территории. Вновь серьезно осложнилась ситуация на Ближнем Востоке. Действия Вашингтона привели к существенному обострению обстановки в районе Центральной Америки.
ЗАГЛАДИН: В своих письмах некоторые телезрители спрашивают, не слишком ли мы преувеличиваем напряженность в мире, нет ли опасности пережима. Ведь империализм всегда, не только сейчас, создает опасность войны.
Надо прямо сказать, что перегиба тут нет. Гонка вооружений достигла действительно чудовищных масштабов. И дело не только в масштабах: создаются новые типы оружия, сближающие оружие массового уничтожения и т. н. обычное оружие. Новые виды обычного оружия, скажем, некоторые из тех, которые применялись в Ливане израильтянами, это уже почти оружие массового уничтожения. Притом оружие, которое с трудом поддается контролю.
Далее. Новые военные концепции - первого удара, "ограниченной" войны, возможности победы в этой войне, длительной ядерной войны - они не просто существуют, а отрабатываются как реальные планы на будущее. Кроме того, предпринимаются попытки сформировать, с совершенно определенными целями, коалицию держав вокруг США. И наконец, идет и "пропагандистская", и "политическая", и "экономическая" война - попытки блокады стран социализма не прекращаются.
ПРИМАКОВ: К этой характеристике напряженности я бы добавил еще один элемент - конфликтные ситуации, которые возникают по совершенно разным причинам, но вписываются в схему американских планов противостояния миру социализма.
ЗАГЛАДИН: Но наряду с этими тревожными факторами есть и другие. Прежде всего - миролюбивая политика социалистических стран.
Активизировалось как миролюбивая сила движение неприсоединения, особенно после конференции в Дели. Рабочее движение, несмотря на то, что оно расколото на разные фракции, в целом выступает, хотя и с разной степенью активности, довольно однозначно против военных приготовлений. Наконец, антивоенное движение превратилось в мощный фактор мирового развития.
Нельзя не упомянуть и о том, что западный лагерь далеко не однороден. Далеко не все готовы соглашаться и отдаваться во власть курса Вашингтона.
Противодействие европейцев размещению в Европе новых американских "ракет заставляет США идти на определенные маневры. С одной стороны, пытаются создать впечатление, что благодаря американской "гибкости" в Женеве вот-вот якобы будет достигнут успех. С другой стороны, ведутся разговоры о том, что, мол, после установки ракет ничего не изменится - будут продолжаться экономические, культурные связи, сохранятся дипломатические отношения, будут продолжаться переговоры. Советский Союз в результате станет "уступчивей".
Это опасная иллюзия с целью обмануть европейские народы, скрыть от них те реальные последствия, к которым может привести размещение американских ракет, потому что это меняет ситуацию в Европе, меняет стратегическую ситуацию во всем мире, вынуждает нас и наших союзников принять ответные меры - разместить новые ракеты, с тем чтобы парировать угрозу нового американского оружия. Притом это должны быть ракеты, которые будут достигать и позиций этого оружия в Европе и США. Ведь новые американские ракеты в Европе нацелены против советской территории, соответственно ответная угроза должна распространяться и на американскую территорию.
Кроме того, пытаются скрыть, что размещение ракет приведет к серьезным осложнениям обстановки, и ясно, что база существующих переговоров будет полностью подорвана.
Короче говоря, ситуация сложная, но позитивные факторы, о которых мы говорили, в Европе, пожалуй, сильнее, чем во всех других частях света. Противоборство здесь острее, и оно обостряется. Осень в Европе обещает быть очень жаркой.
ПРИМАКОВ: И на Ближнем Востоке сложная ситуация тоже прямо проистекает из американской политики.
Год назад Израиль совершил неспровоцированную агрессию против Ливана. Хочу подчеркнуть - неспровоцированную, т. к. в течение 11 месяцев до этого существовало негласное прекращение огня между палестинцами и Израилем и палестинцы не провели ни одной вооруженной акции по собственной инициативе.
После начала израильской агрессии Совет Безопасности ООН несколько раз предлагал безоговорочно ( я хочу это слово тоже подчеркнуть) вывести израильские войска с территории Ливана. За это решение голосовали и США. Вынуждены были голосовать, чтобы не оказаться в полной изоляции. Но прошел год, а оккупация продолжается: 40 с лишним проц. ливанской территории оккупировано израильскими войсками.
Вместо вывода Израиль осуществляет так называемую передислокацию войск. Что за этим стоит? Первое - это сокращение фронта и концентрация сил на отдельных участках, наращивание кулака для удара по Сирии. Второе - осуществляется отвод войск из горного района и пригородов Бейрута. Потери израильтян именно в этих районах были весьма велики. За десять месяцев, например, после окончания активных военных действий в Ливане израильтяне потеряли, даже по их оценкам, почти столько же, сколько во время военных действий.
Третье - мне кажется, это самое важное - они хотят сохранить оккупацию юга Ливана, то есть практически расчленить страну, оставив юг под своим постоянным контролем. Есть и еще один момент - желание представить передислокацию войск как шаг вперед, чтобы успокоить израильскую общественность, которая в последнее время довольно бурно проявляет недовольство политикой правительства в Ливане. Но ведь сейчас оккупанты занимают около 4,5 тыс. кв. миль, а отвод осуществляется с 500 кв. миль.
США обещали воздействовать на Израиль, обещали даже определить ему какие-то сроки порядка двух месяцев. Но это, конечно, не более чем игра. США практически поддерживают все акции Израиля.
ЗАГЛАДИН: Американская тактика раскола, которая отчетливо проявляется в арабском мире, - это тактика противопоставления своих противников. Эта тактика применяется везде, где не удается сокрушить движение протеста.
ЗОРИН: Это наглядно видно и в кризисной ситуации, которая возникла сейчас в районе Центральной Америки. Вашингтонская администрация уже не делает секрета из стремления фактически вооруженным путем сместить правительство Никарагуа. Надо сказать, что это не внезапный поворот, не тактический маневр, это вписывается в военно- политическую стратегию нынешней республиканской вашингтонской администрации. Если, скажем, в 50 - 60-е годы особый акцент в своей внешней экспансии США делали на район Дальнего Востока, затем к этому прибавился Ближний Восток, то в 80-е годы, особенно сейчас, все яснее обнаруживается тенденция особого акцента на страны Латинской Америки. Регион этот имеет первостепенное значение, в частности, для американских монополий, и не только по географическим причинам, хотя и география играет, конечно, определенную роль. Достаточно сказать, что из 20 основных видов минерального сырья, в которых США испытывают недостаток, большая часть ими получается из стран Латинской Америки. В частности, более 90 проц. бокситов, почти 100 проц. олова, 57 проц. свинца, 47 проц. меди, значительная часть нефти. Американские монополии и помыслить не могут о том, чтобы отказаться от этих ресурсов.
ЗАГЛАДИН: Приведенные цифры являются хорошим ответом на американскую пропаганду. Выступая с очередной латиноамериканской речью, президент Рейган главным мотивом избрал такой: все, что происходит в Латинской Америке, - это деятельность подрывных сил, инспирируемая или прямо направляемая Советским Союзом, Кубой или другими социалистическими государствами. Иными словами, посылая корабли к берегам Никарагуа, он борется против иностранного вмешательства, "коммунистического заговора". Посыл явно ложный.
Сейчас, в эти недели, Латинская Америка отмечает 200-летие Симона Боливара. Что же, он тоже действовал "по указке Москвы"? А ведь он делал то же самое, что делают сейчас все центральноамериканские государства.
ЗОРИН: Хороший аргумент. Освободительное движение 200 лет назад было определено внутренними причинами, так же как и патриотическое движение в нынешних латиноамериканских странах.
По данным международных организаций, 43 проц. населения латиноамериканских стран существует в условиях крайней бедности, имея доход, не превышающий мизерной суммы - 200 долл. в год на семью; 35 проц. населения Латинской Америки не может обеспечить себя даже минимально необходимым количеством продуктов питания. Вот ситуация, дающая толчок к развитию определенных процессов. Попытки объяснять эти процессы кознями извне несостоятельны.
Против нынешней политики Рейгана выступают очень влиятельные силы на политической арене. Поэтому Рейган счел нужным, для того чтобы обработать американское общественное мнение, создать внеправительственную комиссию, вытащить из нафталина Генри Киссинджера, назначить его главой этой комиссии, а перед комиссией поставить задачу подготовить такой документ, который бы убедил американскую общественность в правомерности действий нынешней администрации. Как будет действовать эта комиссия, уже нетрудно предположить сейчас, если вспомнить, что именно Киссинджер был одной из центральных фигур в заговоре против демократического правительства Чили во главе с Сальвадором Альенде, именно Киссинджер сыграл особенно мрачную роль в годы войны во Вьетнаме...
ПРИМАКОВ: Американцы часто пытаются действовать против развивающихся объективных процессов и тенденций. Хочу в этой связи коротко остановиться на положении в Египте. Президент Мубарак продолжает линию, направленную на сохранение страны в русле кэмп-дэвидской политики, но в тоже время в его курсе проявляются нюансы, свидетельствующие о банкротстве кэмп-дэвидской сделки, за которой стоят США. Пример - отказ Каира возвратить своего посла в Тель-Авив. 29 сентября прошлого года посол был отозван, потому что Египет не мог поступить иначе после бойни, устроенной израильтянами в палестинских лагерях Сабра и Шатила.
Одновременно в Египте продолжают действовать просадатовские силы, но с ними уже начинают полемизировать. Египет сейчас не становится еще полностью на путь, отвечающий национальным интересам страны. Причина - давление со стороны США. Думаю, что интересы страны в конечном счете все же подправят этот курс.
Другой пример - ирано-иракская война. От нее выигрывают только империалисты, сионистские силы, которые противятся ликвидации последствий израильской агрессии, реакция иранская и арабская.
Почти за три года военных действий, по разным данным, Иран потерял 100 тыс. убитыми, 40 тыс. убитыми потерял Ирак. Много больше с обеих сторон раненых. И войне не видно конца. Не из-за недостатка посреднических усилий. Их даже слишком много - и неприсоединившихся стран, и мусульманского сообщества, и арабских стран зоны Персидского залива. Иран вроде принимает эти посреднические миссии, но при этом выдвигает ультимативные требования, которые граничат с вмешательством во внутренние дела Ирака.
Существует очевидная связь между этой позицией и теми изменениями, которые стали происходить в Иране в последнее время. В результате иранской революции было свергнуто самодержавие, провозглашены прогрессивные лозунги, начат антиимпериалистический курс, ликвидированы американские базы на территории Ирана.
Сейчас же начинают развиваться события, которые не могут не настораживать. При меджлисе создан так называемый наблюдательный совет. Недавно он заморозил принятый в 1980 году закон об аграрной реформе, объявив его "немусульманским", поскольку закон поднимает руку на частную собственность. В результате 80 тыс. крупных землевладельцев и теперь владеют землей в Иране. Среди них треть - духовенство.
Был заблокирован также проект закона о национализации внешней торговли. Конфискованные государством предприятия возвращаются сейчас бывшим владельцам, многие из которых - контрреволюционеры. Таких предприятий тысячи. Экономическая деятельность запрещена лишь 51 человеку.
Наконец, наносится удар по левым силам, которые были у истоков революционного процесса, в том числе по партии Туде. В Иране сейчас громки антикоммунистические и антисоветские голоса.
ЗОРИН: Думаю, важно остановиться на линии советской внешней политики в этих многосложных, противоречивых условиях.
ЗАГЛАДИН: Наша линия остается принципиально прежней. Это не так банально, как может показаться на первый взгляд. Потому, что, когда Запад перешел к активной конфронтации, естественно, перед нами встал вопрос: отвечать ли такими же резкими мерами? И после серьезных раздумий наше руководство пришло к единственно правильному, на мой взгляд, выводу о том, что этот курс был бы только помощью тем, кто хочет разжечь конфронтацию. И поэтому был избран другой курс - отпор, вплоть до самых жестких мер, только там, где необходимо.
Но вместе с тем продолжается наш курс на возврат к разрядке, на развитие мирного сотрудничества, на то, чтобы обеспечить устойчивое мирное сосуществование государств с различным общественным строем. И эта линия, положенная в основу решений XXIV, XXV и XXVI съездов КПСС, не изменилась. Причем и нет оснований менять ее, потому что она основывалась на учете реального соотношения сил в мире. Это соотношение сил не меняется, изменить его никому не удастся. Мы не допустим нарушения паритета между двумя военными союзами, между странами социализма и странами империализма.
Вместе с тем, конечно, появляются новые элементы. Жизнь требует корректировки нашей линии в соответствии с меняющейся обстановкой. Нашу политику отличает исключительный динамизм. Мы стараемся действовать оперативно, быстро учитывать изменения, вносить новые предложения.
Мы стремимся, где возможно, сохранить или улучшить отношения со всеми странами. Мы проявляем большую гибкость, стремясь достичь взаимоприемлемых решении везде, где это можно. Мадридская встреча - хорошее тому свидетельство.
Конечно, наша внешняя политика опирается на жизнь страны, на ее развитие, на труд нашего народа. И поэтому успехи этой политики зависят и от того, как каждый на своем месте делает порученное ему дело, т. е. зависят от каждого из нас.