ПЕРВЫЙ ЕГИПЕТСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ Гамаль Абдель Насер сказал как-то журналистам: "Арабы, может быть, кажутся иностранцам самой драчливой в мире семьей. Но это только до первого вражеского выстрела. Едва он прозвучит, как мы снова вместе".
Было это летом 1967 г., вскоре после израильского нападения на Египет, Сирию, Иорданию. Действительно, накануне этой агрессии произошла вспышка межарабских противоречий, однако война сплотила арабов. Жертвам агрессии были выделены крупные суммы денег, в ООН и вообще на международной арене арабские государства выступили единым фронтом. Аналогичной была реакция на арабо- израильскую войну 1973 г. Пожалуй, наиболее выдающимся актом того времени стало введение нефтяного эмбарго против союзников Израиля.
Об этом невольно вспоминаешь сейчас, когда возникла угроза американского удара по Ливии. Известно, что эти события разыгрались в обстановке острых противоречий, раздирающих арабский мир. Причем отношения между Ливией и ее соседями, в частности Египтом и Тунисом, довольно сложные. Страсти порой разыгрываются сверх меры, и в воздухе пахнет порохом. Это и дает западной буржуазной печати основания подбрасывать идею о необходимости "проучить" строптивую Ливию руками самих арабов, в частности египтян. Однако, когда над этой страной нависла реальная угроза американского вторжения, Египет, а также Сирия, Алжир, Кувейт, Судан, Саудовская Аравия, другие арабские государства выступили на ее стороне, договорились прекратить в печати и по радио взаимные нападки, заняли в ООН единую позицию. Факт этот, безусловно, примечательный, снова напоминающий о существовании солидарности и сотрудничества между арабами, о чем в последнее время, особенно на фоне событий в Ливане, удаления Египта из Лиги арабских стран в связи с кэмп- дэвидским курсом, положения в Организации освобождения Палестины, как-то стали забывать. А между тем межарабские отношения - важный элемент современной международной обстановки, и охватывают они не только политическую, но и многие другие области.
ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ
Напомню, что под арабским миром понимают сегодня обширный район планеты, простирающийся от Атлантического до Индийского океана и Персидского залива, охватывающий Северную и часть Восточной Африки, Аравийский полуостров и Месопотамию. Всего более 20 государств с общей площадью свыше 12 млн. км"sup"2"/sup" и с населением примерно 180 млн. человек.
Там находится более половины запасов нефти, имеющейся за пределами социалистических стран (Аравийский полуостров, Ливия, Алжир, Египет), крупнейшие на планете залежи фосфатов (Марокко), большие источники природного газа (Алжир). Через прорытый в Египте Суэцкий канал и Красное море проходит основной водный путь, связывающий Европу с Южной Азией и Дальним Востоком.
Арабов объединяют общая история и литературный язык (хотя практически в каждой стране люди говорят на местном диалекте), совместная борьба против колониализма за независимость, развернувшаяся после второй мировой войны. Именно в тот период ярко проявилось антиимпериалистическое взаимодействие как арабских правительств, так и национально-освободительных организаций и движений. Египет превратился в центр арабского мира, а Г. А. Насер - в его общепризнанного лидера. После определенной политической эволюции этот выдающийся деятель стал олицетворять прогрессивное направление во внутренней и во внешней политике. Он был сторонником политики неприсоединения при тесном сотрудничестве с социалистическими странами, в первую очередь с Советским Союзом.
По инициативе Насера регулярно проводились совещания глав арабских государств и правительств. Конец 50-х и 60-е годы ознаменовались подлинные расцветом арабского политического сотрудничества, которое было особенно активно в вопросах, касающихся избавления от иностранного ига, от всех форм зависимости. Одна страна за другой получала независимость, сметались реакционные режимы, ликвидировались чужеземные военные базы и т, д.
В арабских националистических кругах стали культивироваться довольно упрощенные, если оценивать их с позиции сегодняшнего дня, теории. Смысл их примерно таков: по мере освобождения арабов от иностранного господства они будут объединяться в единое государство. Одни призывали сделать это под знаменем насеризма (во многих странах стали создаваться организации сторонников Насера), другие - под знаменем ислама. Созданная сначала в Сирии, а затем и в ряде других стран (Ирак, Иордания, Ливан, Южный Йемен) партия Баас - Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ) сделала своим девизом слова "Единство, свобода, социализм". Ее лидеры того времени полагали, что приход этой партии к власти в той или иной стране неизменно будет сливать их в единое государственное образование. Однако уже первые попытки применить теоретические и идеологические установки на практике показали их несостоятельность. В 1958 г. Египет объединился с Сирией в составе Объединенной Арабской Республики. Три года спустя новое государство распалось.
В 1963 г. ПАСВ пришла к власти в Багдаде, а затем и в Дамаске. Казалось бы, она получила возможность проверить свои идеи арабского единства на практике, но опыт опять не удался. Более того, отношения между двумя странами были нарушены и перешли в острое соперничество.
Позднее предпринимались новые попытки слияния двух или даже трех государств, созданий федерации или конфедерации, инициативу брал в свои руки то Египет, то Ливия, то Ирак, но результат неизменно был одним и тем же. Давали знать отсутствие взаимодополняющей экономической основы, политическая пестрота арабского мира, где есть и теократические монархии, и демократические республики, страны социалистической и капиталистической ориентации, с чрезвычайно высоким и очень низким доходом на душу населения, все еще сильны феодальные и даже родоплеменные пережитки.
Анализ показывает, что по мере укрепления независимости в каждой из арабских стран проявляется "местный" национализм, правящие силы подталкивают развитие тенденции к обособленности, отдают предпочтение своим внутренним и узкорегиональным проблемам. Это ведет к возникновению мини-очагов напряженности, споров и вместе с тем к ослаблению интереса к ряду проблем, считающихся общеарабскими.
КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА
Показателен в этом отношении палестинский вопрос. В течение многих лет он считался фактором, объединяющим арабов. Сама ООП была создана по инициативе президента Насера на основе решения одной из первых встреч глав государств и правительств. Изгнание израильтянами палестинцев с родных мест - первопричина арабо- израильского конфликта. Арабская молодежь воспитывалась в том духе, что ради ликвидации этой несправедливости, освобождения "палестинской родины" не надо жалеть никаких сил, под пропалестинскими лозунгами сплачивались антиимпериалистические силы.
С конца 70-х годов ситуация стала меняться. Когда в 1982 г, Израиль напал на Ливан и нанес удар почти по всем палестинским базам, реакция большинства арабских правительств была удивительно вялой. Лишь сирийские войска сражались бок о бок с палестинцами в осажденном Бейруте, и только Демократический Йемен и Ливия предложили жертвам агрессии военную помощь. Другие страны ограничились денежными переводами, присылкой санитарных отрядов, палаток, одеял, хотя народный подъем был велик и несколько сотен добровольцев на свой страх и риск пробрались в Сирию и Ливан. В целом же конкретные действия не шли ни в какое сравнение с теми, которые предпринимались прежде в аналогичных ситуациях. Правительства выжидали. Они не смогли даже договориться о срочном созыве встречи в верхах, которые, кстати, после смерти Насера и потери Египтом лидирующей роли вообще проводятся редко и с малым эффектом.
Помимо перечисленных выше, здесь сказались по крайней мере еще два обстоятельства. Во-первых, положение в самом палестинском движении, где, как и вообще в арабском мире, углубляются процессы классового размежевания. Для буржуазии, в том числе и палестинской, интересы их обездоленных соотечественников, многочисленных беженцев отодвинулись на дальний план. Революционное крыло палестинского сопротивления стало неприемлемым для правящих кругов многих арабских стран, да и самой палестинской буржуазии. В то же время левые режимы обвиняют некоторых руководителей ООП в обуржуазивании и соглашательстве.
И, во-вторых, ирако-иранский конфликт, вызвавший еще один водораздел в арабском мире. Так, Египет, Иордания, Саудовская Аравия стоят на стороне Ирака, выделяя ему значительные средства, поставляя оружие, технику, различные товары. Некоторые другие страны, например Сирия и Ливия, поддерживают Иран. Война напугала правящие круги стран, прежде всего расположенных в зоне Персидского залива, распространением так называемой "исламской революции" иранского толка, отвлекла их внимание от палестинской проблемы. Нужды ООП их теперь волнуют куда меньше, чем прежде.
Понятно, разумеется, что проблема эта остается ключевой в плане общего ближневосточного урегулирования, и ни одна арабская страна в принципе не может ее игнорировать. Хотя средств для ООП теперь выделяют меньше, но финансирование этой организации продолжается. В ООН арабские страны, как и прежде, выступают по палестинскому вопросу единым блоком.
БАЗА СОТРУДНИЧЕСТВА
Наряду с этим в последнее время значительных размеров достигли новые формы сотрудничества. Это проявилось, например, в создании шестью государствами Аравийского полуострова Совета экономического сотрудничества, в использовании рабочей силы, в решении других вопросов. Быстрое развитие ряда стран (в частности, под влиянием нефтяного бума) потребовало большого числа квалифицированных работников, которых на месте не оказалось. В то же время в Египте, Марокко, Иордании, Тунисе такие кадры в избытке. Выше уже говорилось, что арабские экономики слабо дополняют друг друга, однако сферы взаимодействия нашлись, причем очень важные, помогающие решению социальных проблем.
В странах Персидского залива, Ираке, Ливии сейчас работают, например, до 3 млн. египтян. В той же Ливии находятся также около 40 тыс. марокканцев. В Египте нашли работу в домашнем хозяйстве примерно 200 тыс. суданцев. Египетские компании строят гостиницы в Абу-Даби и Омане, палестинские, иорданские, ливанские учителя преподают в Саудовской Аравии и Кувейте.
Возросшие потребности в расширении экономического сотрудничества влекут за собой необходимость преодоления политических разногласий. Снова после ряда лет застоя заработали механизмы, существующие в рамках Лиги арабских государств. Так, одной из комиссий в составе представителей Марокко, Мавритании, ОАЭ поручено "примирить" Ливию с Ираком и ООП. Саудовская Аравия успешно посредничала в нормализации отношений между Сирией и Иорданией, а теперь предпринимается попытка сблизить Ирак и Сирию. Кроме того, в рамках Лиги, пока, к сожалению, без видимого прогресса, действует комитет, задача которого - положить конец ирано-иракской войне. В перспективе все это должно привести к встрече арабских лидеров в Эр-Рияде.
Но, разумеется, наиболее активно сотрудничество проявляется в той политической области, которая касается осуждения израильского произвола на оккупированных территориях. Все арабские страны (включая Египет) требуют ухода оккупантов с захваченных палестинских земель, из Восточного Иерусалима, с сирийских Голанских высот, из Южного Ливана. Хотя отсутствие единой стратегии и четкой программы действий вносит элемент разноголосицы, но в целом это та сфера, где все арабские правительства и общественные организации едины и выступают монолитно.
Резкое осуждение вызывает американская политика на Ближнем Востоке, ставка США на Израиль, и, как это произошло при возникновении американской угрозы вторжения в Ливию, арабские страны, по крайней мере в области пропаганды и дипломатии, выступили сплоченно.
Смотрите также:
- ПОЛИТИЧЕСКАЯ КНИГА. Афганистан сегодня →
- ЭФИОПИЯ. Подоплека враждебной кампании →
- ЛИВИЯ. НА ПУТИ ПРОГРЕССА →