В делийском издательстве "Стерлинг паблишерз лимитед" вышла книга "Новый Афганистан". Ее автор - известный индийский журналист Гириш Матхур, побывавший в Демократической Республике Афганистан. На основе собственных впечатлений, бесед с членами руководства ДРА и обширного исторического материала и документов он показывает закономерный характер афганской революции, рассказывает о сегодняшней жизни афганского народа и переменах, происшедших в стране после Апрельской революции 1978 года. Сегодня мы публикуем краткое изложение его книги.
НА ПРОТЯЖЕНИИ веков в Афганистане существовала феодальная система. Свержение монархии в этой стране было закономерным, однако установившийся вслед за этим республиканский режим не оправдал ожиданий народа. И тогда произошла Апрельская революция 1978 года.
КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ НЕ ПРОЙДЕТ
"Главное впечатление, оставшееся после посещения ДРА, - пишет Матхур, -это то, что решающий перевал пройден, и самое страшное осталось позади. Контрреволюция остановлена, а революция находится в процессе консолидации. По мере того, как усилия по достижению внутреннего единства дают свои результаты, появляются и признаки улучшения обстановки вокруг страны".
Из интервью с министром иностранных дел Достом стало ясно, что силы контрреволюции, действующие с баз на территории Пакистана, оказались в тупике. Это объясняется как падением поддержки контрреволюции внутри страны и успешной борьбой властей против антиафганских формирований, так и постоянными распрями и междоусобицей между главарями контрреволюционных банд.
Обреченность поддержки этой бессмысленной авантюры постепенно начинают осознавать и пакистанские власти. В то же время Пакистан не может себе позволить идти против желаний своих вашингтонских патронов. США используют Пакистан для поставок оружия контрреволюционерам и для поддержки их действий. Пакистанские власти согласились играть возлагаемую на них Вашингтоном роль, потому что она оплачивается военной и экономической помощью США.
В этой связи автор напоминает о том, как страны Запада на протяжении многих лет использовали Пакистан для дестабилизации положения в Индии. Точно так же Пакистан используется сегодня и против Афганистана. "Когда вылазки контрреволюционных банд с территории Пакистана стали угрожать революции в Афганистане, руководство страны обратилось за помощью к Советскому Союзу. Прибытие ограниченного контингента советских войск стало стабилизирующим фактором в сложившейся ситуации".
ПРОИСКИ ВАШИНГТОНА
Однако США и их союзники не заинтересованы ни в каком урегулировании обстановки вокруг Афганистана. Соединенные Штаты, указывает автор, никак не могут смириться с провалом их плана контрреволюционного переворота в Афганистане, и теперь они стремятся извлечь максимальную выгоду из своего проигрыша. Вашингтон использует теперь присутствие ограниченного советского контингента и Афганистане в качестве предлога для дальнейшей милитаризации Индийского океана, размещения там ядерного оружия, создания новых военных баз и усиления своего военного присутствия в странах Западной Азии.
Автор книги решительно отвергает попытки представить афганскую контрреволюцию в качестве некоего "исламского движения" и тем самым привлечь симпатии к ней со стороны мусульман. На самом же деле "афганские деятели, которые бежали из страны в Пешавар и образовали там свои опорные пункты, пытаются вернуть свою власть и привилегии, отнятые у них правительством, взявшим курс на проведение глубоких социально-экономических реформ". Поэтому их лицемерный призыв к "священной войне" служит лишь удобным прикрытием собственных корыстных целей.
Давая историческую оценку Апрельской революции в ДРА, автор пишет: "Теперь, впервые в истории Афганистана, революционный режим при поддержке народных масс приступил к строительству современного общества, И хотя определенные силы внутри страны, поддерживаемые извне, оказывают сопротивление, в историческом плане эти силы обречены".
Уже через месяц после прихода к власти новое правительство Афганистана обнародовало программу действии из 30 пунктов.
"Усилия правительства ДРА по претворению этой программы в жизнь, - отмечает индийский журналист, - встретили отчаянное сопротивление со стороны феодалов- землевладельцев, ряда вождей племен, мулл-мракобесов, пользовавшихся отсталостью и неграмотностью народа". Вместе с тем "любая революция рождает дезертиров и контрреволюцию, у которых всегда находятся покровители. Основная часть тех элементов, которых афганская революция лишила былых привилегий, нашла прибежище в Пакистане, хотя наиболее состоятельные из них обосновались в Соединенных Штатах и Западной Европе". Однако эти люди не могут помешать поступательному развитию революции.
БОРЬБА С ОТСТАЛОСТЬЮ
"Оценивая достижения революционного режима, - пишет Г. Матхур, - нельзя забывать, что Афганистан характеризовался специалистами ООН как страна, обреченная оставаться одной из самых бедных и отсталых в мире, страна, унаследовавшая от предыдущих режимов примитивную экономику с преобладанием феодальных отношений и почти полную неграмотность среди ее 15-миллионного населения".
Именно поэтому революция начала с объявления войны отсталости. Трудящиеся и все патриотические силы страны горячо приветствовали эту программу и активно включились в ее реализацию. Впервые за всю историю Афганистана в стране были созданы профсоюзы, прогрессивные молодежные, женские и другие общественные организации.
* За короткий период в целях борьбы с массовой безработицей были созданы тысячи новых рабочих мест.
* Развернулось жилищное строительство для семей трудящихся, была введена бесплатная медицинская помощь.
* Открылось свыше 500 новых школ, в которых преподавание ведется на языках национальных меньшинств.
* Около миллиона взрослых афганцев учится на специальных курсах по ликвидации неграмотности.
* Значительно расширилась подготовка технических кадров, была образована Академия наук.
* Правительство предоставило равные права афганским женщинам, приобщая их к активному участию в строительстве новой жизни.
* Большие перемены произошли в афганской деревне. Более 100 тыс. крестьянских семей получили наделы земли. Всем государственным кредитным и сельскохозяйственным организациям было поручено предоставлять крестьянам, получившим после земельной реформы землю, помощь в виде займов, льготных кредитов, орудий производства, семян и удобрений. Автор подчеркивает, что впервые в Афганистане был радикально решен вопрос о земле, ликвидирован паразитический класс землевладельцев и обеспечена передача земли тем, кто ее обрабатывает.