О современном уровне американской кинопродукции рассказывает корреспондент ТАСС Ю. УСТИМЕНКО.
ВНАЧАЛЕ февраля в США был опубликован список претендентов на "Оскара" - самую престижную премию Голливуда. Награды получат лучший фильм, лучшие актер и актриса в главной и второстепенной ролях, лучшие режиссер и сценарист и так далее - всего 17 категорий.
На 11 премий, включая лучший фильм, выдвинуты две ленты: "Из Африки" - любовная история на фойе африканской экзотики начала века и "Цвет пурпура" - о жизни негритянской семьи на юге США. "Рэмбо. Первая кровь, часть вторая" - фильм о похождениях профессионального убийцы во Вьетнаме - выдвинут в одной категории - по шумовым эффектам.
МЕЛОДРАМЫ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"
В этом году члены Академии киноискусства поставлены в затруднительное положение. Судя по показанным фильмам и публикациям американской прессы, им придется делать выбор не на основе достоинств того или иного фильма, а скорее с учетом вопиющих недостатков основной массы киноработ. "В 1985 году в Голливуде перестали выпускать хорошие фильмы", - заявил, например, кинокритик газеты "Сан-Франциско кроникл". О "полной безграмотности новых лент с точки зрения правил кинематографии" писала газета "Меркьюри ньюс".
Черными пятнами на общем сером фоне выделялись несколько картин. В первую очередь это "Рэмбо. Первая кровь, часть вторая", "Рокки-IV" и "Белые ночи", а также "Шпионы, как и мы", "Вторжение в США" и ряд других. Их объединяет не только крайне низкое качество. Они скорее свидетельствуют об усилении в кинематографе США последних лет весьма настораживающих тенденций. Так, "Меркьюри ньюс" указывала: "Опасность этих фильмов состоит в том, что они предлагают крайне упрощенный и основанный исключительно на силе метод решения сложнейших проблем современности". "Некоторые голливудские деятели, - вторила ей "Лос-Анджелес таймс", - пытаются втянуть нас в третью мировую войну".
"Ведущей темой в американском кино 1985 года, - подчеркивает газета "Трибюн", - была мелодрама "холодной войны": шовинистические картины, построенные на насилии". Начало им положил выход на экраны прошлым летом "Рэмбо". "Рэмбо", - писала "Сан-Франциско кроникл", - был воистину плохим фильмом, который научил американцев любить плохие фильмы". Прибыли от проката "Рэмбо" составили 150 млн. долларов, а "Рокки-IV" - также плод усилий актера, режиссера и сценариста С. Стэллона - за первые 7 недель показа в кинотеатрах США принес его создателям более 100 млн. долларов.
"Белые ночи" не пользовались широкой популярностью. За 7 недель проката картина принесла "всего" 29 млн. долларов. Это, возможно, вызвано тем, что по сравнению с этим фильмом "Рокки" и его "сородичи" проще для восприятия. Их герои действуют не головой, а кулаками. А авторы "Белых ночей" пытаются с помощью "философствований" героев навязать зрителю "идею" о том, что нормальная жизнь возможна только в США и уж никак не в СССР.
Можно ли считать кассовый успех таких фильмов результатом тяги американцев к новому "супергерою"? Или это - прямое следствие подыгрывания Голливуда жесткому антисоветскому курсу Вашингтона, умело разыгрываемой кампании ура- патриотизма, разжиганию шовинистических настроений?
С ОДОБРЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА
Следует отметить, что "Рокки" и "Рэмбо" являются носителями идей, которые в той или иной форме уже давно пропагандировались Голливудом. Известный сценарист А. Бесси писал в 1982 году: "Голливудские студии вернулись к тенденции "холодной войны". Показательно, что ленты типа "Красный Дунай", "Мой сын Джон" и "Я был коммунистом для ФБР" потерпели катастрофический провал. Однако нам предстоит увидеть еще больше подобных лент с приходом в Белый дом Рональда Рейгана".
Его слова оказались пророческими. Антисоветские фильмы стали еще более грубыми, жестокими, бессмысленными и бессовестными. Но у них появился свой зритель, взращенный массированной антисоветской пропагандой. Журнал "Ньюсуик", вынесший на обложку одного из своих номеров изображение Стэллона, закутанного в звездно-полосатый флаг, писал: "Стэллон вернул на первый план американской мифологии героя, облаченного в боевую форму, который устанавливает справедливость с помощью оружия". "Мифология Рэмбо-Рокки, - отмечала "Трибюн", - появилась тогда, когда страну захлестнула волна ура-патриотизма".
Кассовому успеху такого рода картин в немалой степени способствует и то, что они запускаются в самый массовый прокат. Так, "Рокки-IV" шел в конце прошлого года в 2200 американских кинотеатрах. Кроме того, выходу "Рокки-IV" предшествовала шумная многомесячная реклама по радио, телевидению и в печати.
"Рэмбо" и ему подобные не только "переигрывают" битвы прошлого. "Рокки-IV" фактически зовет к новым сражениям и прямо указывает врага - "красных". В рекламе этой ленты так и говорится: "Будьте готовы к третьей мировой войне".
Одна из отличительных черт фильмов сегодняшнего дня - присущее их авторам стремление не просто исказить советскую действительность, но и представить советских людей в образе недочеловеков, которым нет места на земле. А потому расправа с ними - священный долг каждого "истинного" американца. "Самым тревожным в этих картинах, - подчеркивает "Трибюн", - является то, что русские и азиаты представлены в них негативно и как стереотипы. К примеру, в "Рокки-IV" и "Белых ночах" все персонажи, изображающие "русских", - безмозглые, злобные роботы или закоренелые мерзавцы, расисты и карьеристы".
Подобные картины предельно примитивны, их создатели ни во что не ставят своего зрителя, пренебрегая даже элементарными фактами. К примеру, в Сибирь, по мысли авторов "Рокки-IV", до сих пор не пришло электричество, и жители довольствуются керосиновыми лампами, а всем видам транспорта предпочитают гужевой. Соперник Рокки "советский боксер" Иван Драго появляется на экране в военной форме с четырьмя звездочками капитана и двумя просветами старшего офицера на погонах. Столь же лживую картину рисуют и в "Белых ночах".
Голливуд стремится не только нажиться на милитаризме, но и заработать политический капитал. Стэллон и иже с ним считают необходимым при каждом удобном случае проповедовать свои крайне правые взгляды и верность президенту США. Выступая по телевидению в Калифорнии, тот же Стэллон, в частности, сказал: "Мой герой несет послание американскому народу: мы снова вступим в бой против..." Он задумывается, затем, сглотнув слюну, продолжает: "Против сил зла".
Это не значит, однако, что американский зритель утратил способность отличать плохие ленты от хороших. В начале января в одном из крупнейших кинотеатров Сан-Франциско на вечернем сеансе "Рокки-IV" в зале находилось шесть человек. Четверо из них - журналисты, пришедшие в зал по долгу службы. А члены пресс-клуба, объединяющего журналисток Лос-Анджелеса, присудили фильму "Рэмбо" одну из самых обидных премий - "Кислого яблока". "Гимн войне, насилию и убийству не заслуживает иной награды", - сказала президент пресс-клуба К. Уайт.
Смотрите также:
- Голливуд в России: любить или ненавидеть? →
- РЕЦЕНЗИЯ. КОГДА ОСТРА ПРОБЛЕМАТИКА →
- КИНО. Нефестивальные раздумья →