Примерное время чтения: 4 минуты
65

РЕЦЕНЗИЯ. КОГДА ОСТРА ПРОБЛЕМАТИКА

В "АиФ" N 8 за этот год мы поместили материал о том, какими критериями руководствуется Всесоюзное объединение "Совэкспортфильм", покупая ленты западных режиссеров. Многие фильмы справедливо вызывают критические отклики наших читателей. Но есть письма, в которых содержится просьба прояснить суть некоторых лент.

Кинокритик В. ИВАНОВ рассказывает о двух лентах американских кинематографистов, вышедших на широкий экран, - "Конвой" режиссера С. Пекинпа и "Пропавший без вести" режиссера Коста-Гавраса.

ОБЕ ЭТИ ленты, хотя и в разной степени, имеют отношение к сохраняющейся, несмотря ни на что, традиции критического реализма, составившего славу американского кино еще в 30-х годах. Такие фильмы - довольно редкие в современном кинематографе США, проникнутом коммерческим и неоконсервативным духом. Именно поэтому само их появление весьма знаменательно.

"КОНВОЙ"

"Конвой" идет с особенным успехом: лента действительно сделана профессионально, рассчитана на то, чтобы привлечь внимание самой широкой зрительской аудитории. Между тем первое впечатление о ней зрителей и критиков неоднозначно. Высказывалось даже мнение, что фильм С. Пекинпа - произведение коммерческого кино, сделанное в традициях голливудского приключенческого фильма, а точнее, "вестерна" - с героем-"суперменом", многочисленными драками и выстрелами, традиционной погоней (с той лишь разницей, что на экране герои гарцуют не на конях, а сидят за баранками грузовых машин, совершающих междугородные перевозки)...

Однако фильм серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. И интереснее. "Конвой" - лента достаточно уникальная в практике американского кинематографа, предпочитающего не показывать ситуацию, в которой в современных Соединенных Штатах находится человек.

Авторы фильма проявили гражданскую и творческую смелость, сделав положительными героями людей, в поте лица зарабатывающих на "хлеб насущный", терпящих издевательства со стороны упивающихся властью над ними полицейских чинов и правительственных чиновников. В такой ситуации достаточно искры, чтобы произошел взрыв. Так и случается - избиение полицейским шерифом Уоллесом (артист Э. Борнайк). одного из шоферов вызывает стихийный протест его товарищей" обретающий постепенно организованный характер и всколыхнувший общественное мнение.

Авторы создали фильм необычный - использовав элементы приключенческого фильма боевика, они вложили в него достаточно серьезное и прогрессивное содержание. Этим они и обеспечили "Конвою" столь широкий успех.

"ПРОПАВШИЙ БЕЗ ВЕСТИ"

А теперь о "Пропавшем без вести". Фильм, снятый в 1982 г., стал важнейшим событием не только в кинематографической, но и в общественно-политической жизни США, вызвал поток положительных отзывов и не меньший поток проклятий. Более того, его авторы писатель Т. Хаузер, написавший книгу о своем сыне, погибшем в Чили в дни военно-фашистского переворота в 1973 г., режиссер-постановщик фильма Коста- Гаврас, издательство, выпустившее книгу Т. Хаузера, и кинокомпания "Юниверсал", финансировавшая постановку картины, - все они оказались перед судом. Бывший американский дипломат Р. Дэвис "возмутился", поскольку в одном из героев фильма он узнал себя. Еще бы не узнать, ведь тогда, в 1973 г., он работал в американском посольстве главой специальной военной группы, которая, по глубокому убеждению автора книги и создателей фильма, имела отношение к совершенному перевороту, в результате которого были физически уничтожены тысячи патриотов, а также иностранцы, в том числе американцы, которые, как сын Т. Хаузера, оказались в курсе преступного сговора с целью свержения законного правительства во главе с С. Альенде. Госдепартамент США выступил с отрицанием приведенных в книге и фильме фактов, заявив, что в Чили "кардинально улучшилась ситуация с обеспечением прав человека" (!)... В конце концов фильм был подвергнут дискриминации и со стороны "властей" кинематографических - он так и не был удостоен высшей премии американского кино "Оскар", хотя и считался основным претендентом на ее получение...

И все это случилось с фильмом. основанным на документальном материале и рассказавшем о трагедии отца - самого обыкновенного, "среднего" американца, сын которого "пропал", а как затем выяснилось, был убит пиночетовцами в сентябре 1973 г. Да, фильм Коста-Гавраса - прежде всего фильм политический, антифашистский. Но он не смог бы оказать на зрителей столь глубокое эмоциональное воздействие, если бы одновременно не был фильмом - психологической драмой, рассказавшей о трагедия людей.

Успех фильма "Пропавший без вести" - это также и успех замечательного и хорошо известного у нас американского актера Дж. Леммона в роли Э. Хормана, который на ваших глазах превращается в человека-борца.

"Вы поддерживаете режим, который убивает тысячи невинных людей", - бросает он в лицо послу США в Чили. Ответ посла саморазоблачителей: "Мы призваны защищать здесь американские интересы...".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно