ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ очередного праздника мирового кино - XIII Московского международного кинофестиваля - принесло заслуженный успех кинематографии социалистических стран. По решению жюри трех конкурсов, в которые входили видные деятели кино из 28 стран, два советских фильма отмечены золотым призом; две полнометражные художественные картины социалистических стран, две короткометражные и две детские ленты получили серебряные призы. Кроме того, фильмам братских стран присуждены два приза жюри, приз за лучшее исполнение мужской роли, почетный диплом, специальный приз жюри за лучшую мультипликацию, два специальных приза детского жюри "За лучшие фильмы, посвященные проблемам эстетического воспитания" и др.
Согласитесь, "урожай" солидный. А если добавить к нему интерес и положительную оценку, полученную у взыскательного фестивального зрителя, то вполне можно говорить о внушительном успехе социалистической кинематографии.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ
"Наша эпоха, - сказал в интервью известный французский режиссер кино и театра Р. Оссеин (ему, кстати, присужден специальный приз жюри за вклад в развитие мирового киноискусства), - на мой взгляд, нуждается в практическом гуманизме. Не идея "всеобщей любви", что вела бы нас к идеализму, а идея всеобщей ответственности людей друг за друга. Сегодня, как никогда, мы, люди и народы, живущие на земле, взаимосвязаны..."
Именно это качество присуще лучшим фильмам социалистических стран. Их отличает гуманизм, внимание к внутреннему миру человека, стремление воспитывать в людях нравственные идеалы, побуждающие их занимать активную жизненную позицию.
О духовных ценностях, об условиях, в которых формируется личность, о том, что ее возвышает или, наоборот, уродует, ведут разговор авторы фильма "Васса" (СССР), заслуженно завоевавшего золотую награду.
О художественном творчестве, об ответственности художника перед обществом, о поиске (зачастую мучительном) духовного и нравственного равновесия, которое достигается лишь в схватке с бездуховностью, - картина "Равновесие" (Болгария, серебряный приз).
Фильм "...На асфальте коней пасла" (Чехословакия) - он тоже получил серебряный приз - поднимает проблему эмансипации женщины. В самых сложных обстоятельствах, говорят авторы картины, нельзя терять надежду, все трудности можно преодолеть, сохраняя человеческое достоинство.
Жизнь может поставить людей перед необходимостью выбора - нравственного, морального, гражданского - в любой момент. Так ставится вопрос в польском фильме "Героическая пастораль". Выбор, сделанный его главным героем, добровольно идущим под пули врагов новой Польши, - наглядный пример практического гуманизма.
Кинематографисты Румынии стремятся выявить и исследовать гибельную сущность и античеловеческую природу войны ("Возвращение из ада").
Антиимпериалистическая по духу аллегорическая лента "Роза ветров" (Куба) затрагивает важные социальные и нравственные проблемы борьбы народов латиноамериканского континента за независимость и свободу.
Прост, безыскусен и трогателен китайский фильм "Улица Заходящего солнца". Картина рассказывает о жизни тружеников современного Китая, об их проблемах и радостях. Мы давно не видели китайских фильмов - делегация КНР приняла участие в Московском кинофестивале впервые после 20-летнего перерыва. И эта лента была с большим интересом встречена в зрительном зале.
"ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО"
Да, успехи достигнуты немалые. Но мы далеки от стремления все идеализировать. У нас на экраны выходит большое количество картин. Если кому-то пришло бы в голову посмотреть подряд все фильмы, выпущенные только студией "Мосфильм" за период после прошлого Московского международного кинофестиваля, ему пришлось бы провести в зале больше 200 часов. А ведь в стране еще десятки различных киностудий. И в этом потоке, конечно, не все фильмы равноценны. К сожалению, немало серых, безликих картин, которые заставляют зрителя волноваться только из-за зря потраченного времени.
Мы нередко, говоря о буржуазном кино, вкладываем пренебрежительно-негативный смысл в термин "коммерческая картина", имея в виду легковесные фильмы, рассчитанные на дешевый зрительский успех. Однако нельзя отрицать профессиональное мастерство, занимательность и напряженность действия в таких лентах (а иначе откуда быть и хорошим кассовым сборам!). Этому, думается, не грех поучиться и некоторым нашим режиссерам...
Тем более, что интерес к советскому кинематографу постоянно растет. Подтверждение тому - спрос, которым пользовались наши картины на традиционном кинорынке, развернувшемся в рамках фестиваля в здании Центра международной торговли при Торгово-промышленной палате СССР. На этот раз кинорынок был самый представительный за всю фестивальную историю. Участники кинорынка (не считая просмотров в видеокабинах) познакомились с 274 советскими художественными и более 400 короткометражными и мультипликационными картинами. Иностранные кинокомпании показали 128 художественных лент.
Слово гостям фестиваля из других стран.
М. Боливар, директор-президент бразильской фирмы "Вангарда": "В нашей стране быстро растет интерес к советским фильмам. Я посмотрел в Москве много картин. Они настолько хороши, что при возможности я купил бы все".
Э. Йелмтвейт, владелец кинотеатров в Осло: "У советских фильмов в Норвегии большая популярность. Меня особенно интересуют ваши фильмы для детей. Они наполнены оптимизмом, западные же детские фильмы оставляют желать лучшего".
Р. Эстес, президент американской корпорации "Файв стар интернэшнл инк": "В этом году нами куплено более 200 советских фильмов разных жанров. Однако показать их в США не так-то просто. Сначала нужно заставить наших кинопрокатчиков и руководителей телекомпаний отказаться от стереотипно негативного отношения ко всему советскому..."
А. Ганем, владелец прокатной фирмы "Ганем фильм" из Сирии: "За 13 лет нашего сотрудничества количество с успехом прошедших на сирийских экранах советских фильмов увеличилось в 12 раз. Это показывает интерес нашего народа к советским людям".
Ш. Пател, продюсер, режиссер, глава кенийской кинопрокатной фирмы: "Утверждение чувства человеческой солидарности, доброты в отношениях - вот что для меня дороже всего в киноискусстве и что так привлекательно в ваших фильмах. Что касается кинопродукции, ввозимой к нам из Америки и Западной Европы, то, как бы ни был высок профессиональный уровень, нас не может не настораживать обилие лент,, пропагандирующих жестокость и насилие".
Дж. де Сантис, итальянский режиссер: "В отличие от итальянского кино, переживающего глубокий кризис, кинематограф Советского Союза, на мой взгляд, находится на подъеме..."
Такая оценка большого мастера кино дорогого стоит.
Г. АРИЕВИЧ, спец. корр. "АиФ".