Примерное время чтения: 5 минут
120

Бойцы невидимого кино

НАША страна славилась своим документальным кино. Сегодня во ВГИКе по-прежнему есть мастерская по этому жанру и конкурс при поступлении. Есть более десятка студий по стране, фестиваль неигрового кино в Екатеринбурге. Наши режиссеры получают призы на международных фестивалях. Но в целом кино это остается у нас невидимкой - увидеть неигровые фильмы можно лишь по телеканалу "Культура". А может быть, кинодокументалистика сегодня и не нужна? И телерепортажи хорошо заполнили эту нишу?

Александр СОКУРОВ, кинорежиссер:

- ЕСТЬ кинематограф неигровой, его цель - создать художественное произведение неигровыми средствами, а есть документальный, обслуживающий определенные политические и социальные взгляды зрителей. Он сегодня особенно развит на ТВ. Хотите бандитов - вот вам бандиты. Беспризорников и малолетних проституток - вот и они. О президенте? Пожалуйста! Авторы такого "кино" - как официанты. И при том громкое самолюбование: смотрите, какую страшную правду я вам показал! Документальное же кино - это авторский, личный взгляд на время, человека, образ, создаваемый неигровыми средствами, а не репортаж, не хроника с закадровым текстом-комментарием.

Главная проблема документалистики сегодня в том, что явно возвращается цензура, через телевидение. Скажем, мои неигровые картины не попадают ни на один телеканал, лет 5 назад "Духовные голоса" были показаны, но в 1.30 ночи, что равносильно непоказу. Я уверен, что такое отношение к моей персоне связано с тем, что я резко критикую наше телевидение за преступление против народа, именно так рассматриваю его деятельность в последнее время. Почти нет на телеэкране отечественной культуры, не слышно русской речи! Считаю, что защита национальной культуры во всех ее проявлениях должна стать гуманитарной идеологией государства, это защита нации от озверения.

Сергей МИРОШНИЧЕНКО, руководитель студии "Остров":

- ЗА ДВА года мы сделали семь документальных картин, в производстве еще три. Наш режиссер Андрей Железняков стал обладателем "Золотого медведя" на Берлинском фестивале. Так что и мы живы, и неигровое кино живо. Проблема в другом: в документалистике существует жесткая система заказа. Мы ведь, как никакое другое киноискусство, связаны с политикой. А по мнению политиков, документальное кино должно стать рупором, "прикладным" искусством на телевидении. Формируются группы редакторов, которые, как в былые времена, наделяются цензорскими функциями. Недавно я получил замечательную бумагу с одного из телеканалов. Подобных "ценных указаний", что я должен и чего не должен, не читал со времен своей молодости.

Как мы работаем? Получаем заказы, делаем в срок и отдаем. Или ищем деньги - гранты (это единственная система, противостоящая "заказной") и тогда продаем фильмы сами. Видеопродукцию нашу можно показывать только на ТВ. А вот короткометражные картины (до 20 минут) можно предлагать кинопрокатчикам и "цеплять" их к показу художественного фильма в кинотеатрах. Это стоит небольших денег, и это сегодня реальная возможность проката. Но надо создать, как в Англии при Би-би-си, систему производства таких картин.

В целом же документальное кино неизбежно будет политизироваться, жить "на заказ". Художественную документалистику будут снимать единицы. На телевидении есть талантливые люди, снимающие публицистику. Но это не кино, а пропаганда. А вот Сокуров снимает неигровой фильм "Дольче" о японской старой женщине, и это настоящее неигровое кино, это непридуманное кино, и оно воздействует сильнее игрового. Настоящее неигровое кино нужно зрителю (кстати, у него очень высокий рейтинг в Англии, Франции), но у нас люди его не видят. У нас, если покажут неигровое кино, причем лучшего качества, то обязательно в самое невыигрышное время, ночью. А потом говорят, что рейтинг низкий!

Есть идея передать документальное кино в ведение Министерства печати, и вот это уже будет его конец и окончательное перерождение в часть идеологической, политической пропаганды - вернемся к "Новостям дня". Те, кто снимает пока еще арт-кино, или уже уезжают на Запад, или неминуемо станут искать там свою нишу, где неигровое кино востребовано.

P. S. На днях объявлены номинанты на вручение кинопремии "Ника" - в номинации неигрового кино три картины, одна другой талантливее: фильм "Я вас любил" Виктора Косаковского, лауреата "Триумфа", "Охота на ангела" Андрея Осипова об Андрее Белом и "Форсаж" Натальи Гугуевой, где главный герой - погибший в прошлом году Герой России Тимур Апакидзе. Три абсолютно разные картины - разные судьбы, сюжеты, эпохи. Увидят ли их зрители? Этот вопрос был и остается главным, определяющим в отношении нашего документального кино, которое было и остается существеннейшей и интереснейшей частью нашего кинематографа.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно