В ВОСКРЕСЕНЬЕ в Москве завершился ХХVI Московский международный кинофестиваль.
ЗА ГЛАВНЫЙ приз "Золотой Георгий" боролись 17 фильмов, снятых в таких "кинематографических" странах, как Греция, Азербайджан, Таиланд, Аргентина, Португалия. К сожалению, это уже становится традицией - несмотря на принадлежность ММКФ к классу "А" (высшему среди мировых фестивалей), качественные европейские картины в Москву не приезжают.
На фоне слабеньких зарубежных картин-конкурсантов российские ленты - участники фестиваля выглядели очень даже достойно. И победа потрясающего фильма "Свои" Дмитрия Месхиева, получившего сразу три "Георгия" - за лучшую мужскую роль, за лучшую режиссуру и за лучший фильм, не вызывает никаких вопросов. "Пока в России есть такие режиссеры, как Дмитрий Месхиев, вы остаетесь кинематографической державой. Вы должны гордиться этим человеком", - сказал после закрытия ММКФ председатель жюри знаменитый английский режиссер Алан Паркер.
Наверняка на победу рассчитывал и Владимир Машков, представивший на конкурс фильм "Папа", в котором он одновременно является и соавтором сценария, и сопродюсером, и режиссером, и исполнителем одной из главных ролей. Очевидно, такой груз ответственности оказался не по силам одному человеку.
Хотя организаторы фестиваля заявляли, что главным событием должен стать просмотр конкурсных лент, на самом деле все внимание публики было приковано к гала-премьерам самых громких киноновинок мира. Каждый вечер они шли в кинотеатре "Пушкинский". Свой новый фильм "Жизнь чудесна" в Москве представил сам Эмир Кустурица, получивший на ММКФ приз "За вклад в мировое киноискусство". Говорят, Кустурица был несколько смущен столь громкой формулировкой приза и посетовал, что такие награды дают обычно тем, кто уже находится на закате своей творческой деятельности.
Режиссер другого нашумевшего фильма "Old boy", получившего в этом году Гран-при в Каннах, кореец Пак Чан-вук до Москвы не добрался. Но тем не менее в его картине есть "русский след". Если у Кустурицы один из главных героев рассказывает историю о русском друге, "который спал с пингвином", то герой Чан-вука, оказываясь подопытным арестантом, сравнивает себя с чеченскими террористами, которых русские травят газом.
Параллельно с гала-премьерами в Доме кино демонстрировалась программа российского кино. Было показано 107 фильмов. Что, по словам президента ММКФ Никиты Михалкова, говорит о явном возрождении российского кинематографа.
Однако радость получается весьма сомнительная. Раньше Московский фестиваль был эдаким глотком свободы, где можно было посмотреть ленты, которые партийные идеологи не позволили бы выпустить в широкий прокат. Сегодня главный кинофорум напоминает "большой кинотеатр со скидками". Здесь в основном демонстрируются фильмы, которые через неделю и так пойдут по всей стране. Справедливо ли оплачивать раскрутку частной кинопродукции за счет наших налогоплательщиков? Фестиваль-то, несмотря на спонсорскую помощь, финансируется прежде всего государством. А значит, и за приезд того же Тарантино, продиктованный не в последнюю очередь желанием продвинуть свою картину на наш рынок, платит страна. Да и право "первой ночи" режиссеры с мировыми именами нам пока отдавать не спешат. Лучший тому пример - последний фильм Педро Альмодовара "Дурное воспитание", громко заявленный как украшение внеконкурсной программы ММКФ. Вот только перед этим картина была показана на открытии Каннского фестиваля и закуплена к прокату в России. Равно как и фильмы Тарантино и Кустурицы.