56-й КАННСКИЙ фестиваль завершился сенсацией: "Золотая пальмовая ветвь" присуждена фильму "Слон" американца Гаса Ван Сента, которого никто не рассматривал в качестве серьезного претендента на главный приз. Ван Сенту достался и приз за режиссуру.
ГАС ВАН СЕНТ - режиссер с именем, уже преуспевший в высокобюджетном кино: наиболее известен его фильм "Умница Уилл Хантинг", где зажглись звезды Мэтта Деймона и Бена Аффлека. Еще раньше Ван Сент сделал культовую картину "Мой личный штат Айдахо": там блистали Киану Ривз и ныне покойный Ривер Феникс в роли мальчиков-проституток. В "Слоне" Ван Сент вернулся к стилистике авторского кино. Целый час камера бродит по бездушным, выхолощенным коридорам и спортивным площадкам провинциального колледжа, эту стерильную пустоту позже взорвет насилие, бессмысленное, бесцельное: двое парней выписывают по Интернету оружие и, облачившись в камуфляж, расстреливают своих соучеников и учителей. Эта очередная школьная драма тематически напоминает знаменитый документальный фильм "Боулинг по Колумбайну", награжденный "Оскаром". Скорее всего, "Слону" "Оскар" не грозит, а вот каннская пальмовая ветвь ему обломилась.
Сенсацией стало и то, что ничего не получили картины самых именитых кинематографистов - "Догвилль" Ларса фон Триера, "Мистическая река" Клинта Иствуда, "Чемоданы Тульса Люпера" Питера Гринуэя и "Бассейн" Франсуа Озона. Среди лауреатов фестиваля нет французских фильмов, хотя именно они преобладали в конкурсной программе. Зато турецкая картина "Отчуждение" молодого режиссера Нури Билге Сейлана завоевала сразу две, а фактически даже три награды - Спецприз жюри (второй по значению после пальмовой ветви) и два актерских: для Музаффера Уздемира и Мехмета Эмина Топрака за лучшую мужскую роль. Два приза увезли и канадцы: фильм Дени Аркана "Вторжение варваров", считавшийся вторым после "Догвилля" фаворитом, награжден за сценарий и за лучшую женскую роль актрисы Мари-Жозе Кроз. Не уехал из Канн без награды, хотя и неофициальной, Александр Сокуров: жюри ФИПРЕССИ, куда входили критики из 10 стран, присудило свой приз его фильму "Отец и сын".
Что касается каннской публики, то она не склонна вникать в эти споры профессионалов: дружно освистав несколько чересчур заумных авторских фильмов, она отдала предпочтение "Матрице", где французов особенно подкупил Ламберт Уильсон, изысканно и смачно ругающийся на их родном языке.