Недавно в Венеции состоялся международный кинофестиваль, на котором фильм известного советского режиссера, народного артиста грузинской ССР Отара Иоселиани "Любимцы луны", снятый им во Франции, был удостоен большого специального приза жюри кинофестиваля и приза одной из международных кинематографических организаций.
Франция показала на фестивале четыре фильма, и один из них - такого прославленного режиссера как Ален Рене. И все же лауреатом был признан фильм из жизни Франции, снятый советским мастером. Корреспондент газеты "Заря Востока" М. Мамацашвили встретилась с О. Иоселиани после того, как режиссер возвратился в родной Тбилиси.
ПРЕССА ОЧЕНЬ много писала о фильме Иоселиани. Мнения приводились разные. Не обошлось и без кривотолков, а то и прямой лжи, всякого рода инсинуаций.
Газета "Фигаро" без всякого стеснения торопилась убедить читателя, что О. Иоселиани "избрал Францию своей новой родиной". "Не от хорошей жизни, - подхватила этот мотив буржуазная печать, - сменил Иоселиани съемочные площадки Тбилиси на иноземные павильоны".
Так о чем же фильм О. Иоселиани и почему он ею поставил во Франции?
- Над сценарием фильма, - рассказывает Отар Иоселиани, - я работал при участии французского писателя Жерара Браша и его соавтора Катрин Фулон. Мы работали согласно договору между Совинфильмом и французской фирмой "Филипп Дюсар". Фильм "Любимцы луны" исследует проблемы стяжательства, наживы. Пожалуй, это самый сложный из фильмов, которые я снимал. Традиционно пересказать его сюжет невозможно: я исследовал проблему одиночества, которое якобы может быть заполнено материальным, "вещным" миром, а на самом деле лишает человека морального равновесия.
В нашей стране стяжательство, погоня за наживой караются законом, в капиталистическом же обществе - это общепринятые правила жизни.
По сюжету фильма, человек совершает преступление и не наказывается уголовно, а остается наедине с собой. Показать то, что с ним происходит, обнажить суть этого процесса, заставить зрителя задуматься - вот каким был замысел. И для его осуществления нужно было выбрать именно антагонистическое общество потребления.
Фильм "Любимцы луны" вызвал широкий отклик французской и итальянской прессы.
Газета "Юманите" подчерки вала, что Отар Иоселиани "...создал один из самых "французских" современных фильмов. В нем сочетаются легкость и чувствительность, которые со времен Жана Ренуара являются отличительной чертой шедевров французского кино",
Итальянская газета "Паэзе сера" писала: "То, что фильм О Иоселиани задуман как притча - необходимое условие для лучшего видения современной жизни".
Специальный корреспондент парижской газеты "Франс Суар" в статье, озаглавленной "Любимцы луны" очаровали Венецию", отмечает: "В опенке этого фильма - первый раз со времени начала фестиваля - все мнения сошлись. Триумф и энтузиазм - так можно охарактеризовать оценку Венецией картины "Любимцы луны", снятой грузином Отаром Иоселиани".
УСПЕХ советского режиссера не обошла вниманием радиостанция "Свобода". 27 - 30 августа она посвятила фильму О. Иоселиани и самому режиссеру две специальные передачи, в которых, в частности, утверждалось, что пять лет тому назад Иоселиани выехал во Францию, якобы обреченный дома на безработицу. Проливались "крокодиловы слезы" по поводу того, что режиссер в его пятьдесят лет, из которых полови на отдана кинематографу, снял всего лишь 4 фильма и несколько короткометражных лент. Вот что думает по этому поводу сам О. Иоселиани:
- Я снял мало фильмов. Но каждая моя картина - это результат прожитого мною этапа, периода жизни. Именно поэтому мною сняты 4 полнометражные картины, а не 10, напри мер. Это те фильмы, снять которые я считал для себя необходимым,
В Тбилиси, дома, у меня всегда много дел. В промежутке между фильмами читаю лекции в Академии художеств, веду педагогическую деятельность - преподаю режиссуру в Грузинском театральном институте имени Ш. Руставели. Это приносит мне огромное удовлетворение. И вообще, у нас в республике, и, в частности, на киностудии "Грузия-фильм", созданы все условия для плодотворной творческой деятельности.
Что касается французского кино, то мне кажется, что его низкий в целом уровень объясняется тем, что истинные мастера вынуждены здесь подолгу простаивать, ибо ни один продюсер не заинтересован в кинематографе как в искусстве. Эту незаинтересованность можно объяснить только погоней за выгодой, которую дает именно низкопробный, кассовый "товар".
...В искусстве многое измеряется талантом художника, прозорливостью его индивидуального видения мира, мерой ответственности за свое дело. Ясная идейная программа, четкая гражданская позиция сообщают работам Отара Иоселиани особую силу - силу активного воздействия на зрителя. Именно поэтому его новый фильм стал событием в мире кино.