Лучшим телевизионным фильмом сезона 1985/86 г. в США был назван "Петр Великий" производства телекомпании Эн-би-си, созданный при участии киностудии им. Горького.
Наш корреспондент А. Угланов беседует с художником-постановщиком фильма А. ПОПОВЫМ, лауреатом Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых.
КОРР. Александр Леонович! Тот факт, что из 44 основных актеров, занятых в фильме, почти половина - советские, уже говорит о многом. Плюс работа наших художников по костюмам и декораторов, отмеченная премией "Эмми". Но почему в нашей печати раздавалось немало критики в адрес фильма?
ПОПОВ. Она была адресована прежде всего авторам сценария. И, надо признать, в целом справедлива. Фильм был задуман как экранизация романа Роберта Масси "Петр Великий; его жизнь и мир", получившего высшую литературную награду США - премию Пулитцера и, кстати, отмеченного нашими историками за его историческую грамотность. Но по сравнению с романом сценарий претерпел изменения, и не в лучшую сторону, "Были допущены исторические неточности, объяснить которые на начальном этапе съемок можно было тем, что фильм задуман как развлекательный. К примеру, будущую императрицу Екатерину отбивают не у шведов, а во время первого Азовского похода Петра... Белокурая Екатерина среди смуглых янычар - не правда ли, эффектно, особенно для тех, кто не знаком с нашей историей? Но не в этом главная слабость сценария. На мой взгляд, в нем угадывалась попытка показать допетровскую Россию хилой и беспомощной. И что-де только контакты с Западом при Петре I помогли нашей стране стать великой державой.
Однако фильм снят, стал реальностью и заметным событием в советско-американских культурных связях. Стоит ли относиться к нему только критически? В конце концов у американского телевидения свои традиции и свои приемы. Было бы наивным полагать, что, в один прекрасный момент оно от них откажется. С этой точки зрения у советских участников съемок были свои задачи.
По моему глубокому убеждению, нужно было рассказать американскому зрителю, что и допетровская и Петровская эпохи были этапами русского ренессанса, что Русь не была ущербным и беззащитным пространством, обдуваемым со всех сторон ветрами. Для того чтобы понять это, достаточно зайти в Кремль, Успенский собор, Троице-Сергиеву лавру. И это тем более важно, что в США повсюду просто потрясающее незнание нас, нашей страны, нашей истории. Так, после приезда съемочной группы чувствовалось, что американцы находятся в некотором напряжении. Для них мы были неизвестной страной, где люди - "злые и агрессивные". Это результат той информации, которую они систематически получали у себя.
Насколько изменились их представления, можно судить даже по тому, что участники съемочной группы возвращались в СССР после рождественских каникул с другим настроением. Известные актеры М. Шелл, Х. Шигулла, Х. Грин уже тогда отмечали прекрасную обстановку для творчества и выражали желание сниматься в советских картинах.
КОРР. Съемки американского телефильма в СССР - явление довольно редкое. Расскажите немного о том, как он делался.
ПОПОВ. Съемки велись в рекордно короткие сроки - с декабря 1983 по май 1985 г. Сделано 11 серий, смонтировано - 8. Фильм занимает 7,5 часов экранного времени и обошелся в 36 млн. долл. Съемки проходили в Австрии и на 90% в СССР: в Суздале, павильонах киностудии им. Горького и ее Ялтинского филиала, в Ленинграде и Бухаре.
При строительстве декораций было использовано три тысячи кубометров леса. Сегменты куполов устанавливались в 37-градусный мороз на огромной высоте с помощью сборной СССР по скалолазанию.
Для скорейшего воссоздания архитектуры древней Москвы, в ФРГ, Австрии, Дании были закуплены самые современные станки. Напряженность съемочного процесса обусловливалась также угрозой больших неустоек и с той, и с другой стороны.
Во многом успеху фильма способствовало и участие таких "звезд" мирового кино, как Ванесса Редгрейв, Омар Шериф, Лили Пальмер. Из наших актеров американская пресса особо отметила Бориса Плотникова и Наталью Андрейченко, а также Всеволода Ларионова, Романа Филиппова и других. Снимал фильм выдающийся оператор, обладатель двух "Оскаров" - Витторио Стораро. Начинал ставить фильм режиссер-постановщик Лоренс Шиллер, заканчивал Марвин Чомски. Во время показа сериала в США его просмотрели 75 млн. телезрителей!
КОРР. Съемки велись в СССР, и американский телезритель вольно или невольно видел на экранах ту страну, сегодняшний день которой освещается в США чаще всего негативно...
ПОПОВ. На мой взгляд, "Петр Великий" выполнил определенные гуманистические задачи, стоящие перед искусством. Как говорила вице-президент телекомпании Эн-би-си С. Байервольд, увеличилось число людей, интересующихся нашей культурой, и, как следствие, возросло число желающих увидеть современную Россию собственными глазами.
Фильм позволил американскому телезрителю узнать об одном из этапов нашей отечественной истории пробудить к ней интерес. И он этого добился, что выразилось в большом количестве рецензий, появившихся в американской прессе.
ОТ РЕДАКЦИИ
Предвидя вопросы читателей о возможности показа "Петра Великого" по советскому телевидению, редакция обратилась в Гостелерадио СССР и Совинфильм с этим вопросом. Нам сообщили, что по условиям договора между Эн-би-си и Госкино СССР наша сторона лишь оказывала услуги в производстве фильма, а его владельцем является телекомпания Эн-би-си. Вопрос о закупке фильма пока не рассматривался.
* * *
Два телефильма производства США: "Петр Великий" и "Америка". В первом из них, пусть и "с американским акцентом" - достаточно уважительное отношение к истории нашей страны. Хотя название второго фильма дано "с русским акцентом", он культивирует миф о "стремлении русских поработить весь мир".