О. РУДНЕВ, председатель Всесоюзного объединения "Совэкспортфильм".
Какими принципами руководствуются работники "Совэкспортфильма", приобретая ту или иную западную ленту? Ведь не секрет, что на нашем экране демонстрируется ряд западных фильмов, весьма сомнительных по своим идейным и художественным качествам. Что интересного из зарубежного кинематографа ждет нашего зрителя в этом году?
П. Катан, Кишинев.
НАШЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ вот уже 60 лет занимается экспортом фильмов из СССР, а также импортом кинолент зарубежных стран для показа советским зрителям. У нас нет отдельных критериев для экспорта и импорта. "Совэкспортфильм" предлагает лучшие советские киноленты и старается приобрести лучшие зарубежные. Из месячной нормы кинопроката (25-26 лепт) значительную часть составляют иностранные фильмы.
Если учесть, что среднестатистический житель СССР посещает кинотеатр 15 раз в год (такого высокого показателя не знает ни одна развитая кинематография мира), можно себе представить, какая у зарубежного кино широкая советская аудитория. Руководствуясь стремлением развивать международный культурный обмен, государство существенно дотирует кинопрокат, когда демонстрирует некоторые зарубежные фильмы. Особенно это относится к сельской местности. Бывает, что коробки с пленками везут на вертолетах к пяти, скажем, чабанам или оленеводам.
ЧТО И КАК ОТБИРАЕТСЯ
Попятно, что мы, как люди причастные к формированию кинорепертуара, озабочены тем, чтобы зарубежный фильм был понят и прочувствован зрителем, был правильно воспринят. А это, как известно, далеко не просто. Реалии чужого уклада жизни, факты и персонажи чужой истории (не всем досконально известные) - все это способно затруднить восприятие зарубежного фильма, особенно неподготовленным зрителем.
Мы всегда стараемся прислушиваться к мнению зрителя. Приведу пример.
Комедии с Пьером Ришаром, западногерманские мелодетективы Альфреда Форера неизменно собирают в нашей стране определенную аудиторию. Но нередко порождают и зрительское неудовольствие. Редакции газет и журналов, конторы кинопроката получают сердитые письма, в которых выражается недоумение по поводу покупки того или иного фильма и даже содержатся категорические требования прекратить пустую трату государственных денег на подобные поделки... Эти сигналы не остаются без ответа.
В одних случаях приходится более принципиально подходить к отбору кинопроизведении и даже отказываться от приобретения для проката в СССР той или иной ленты (это в первую очередь касается тех фильмов, в которых пропагандируются эротические мотивы или сцены насилия и жестокости). В других - приходится терпеливо разъяснять, что на репертуар не может не влиять состояние мирового кинопроизводства, так как "Совэкспортфильм" отбирает картины из ассортимента, предлагаемого западными партнерами.
При отборе зарубежных картин "Совэкспортфильм" отдает предпочтение высокохудожественным произведениям прогрессивных мастеров кино, творчество которых получило широкое общественное признание. В результате в советском кинорепертуаре последних лет появились такие прекрасные произведения, как "Амаркорд" и "Репетиция оркестра" Ф. Феллини (Италия), "Осенняя соната" И. Бергмана (Швеция), "Замужество Марии Браун" Р. В. Фассбиндера (ФРГ), "Тень воина" А. Куросавы (Япония) и другие. К сожалению, некоторые хорошие фильмы мы не можем купить по причине необоснованно высоких цен, запрашиваемых за них.
Около 60% общего количества импортируемых нами фильмов составляют кинокартины из социалистических стран. Недавно нами было закуплено 36 кинофильмов социалистических стран, среди которых "Соленая роза" режиссера Я. Маевского (Польша), "Бронзовый ключ" И. Андонова (Болгария), "При ходите на мои именины" З. Фабри (Венгрия), "Десятый брат" В. Дулетича (Югославия).
Заключены договоры на прокат у нас ряда фильмов из США. Отмечу из них "Вердикт" С. Люмета и "Без вести пропавший" - новую работу режиссера К. Коста-Гавраса. Подписано соглашение на показ французского фильма "Отверженные" режиссера Р. Оссейна - экранизации известного романа Виктора Гюго. Мексиканская кинематография на нашем экране будет представлена двумя новыми остросюжетными кинолентами: "Нокаут" режиссера Х. Агваса и "Мотель" Л. Манаки. С индийскими кинематографистами подписан контракт на показ фильма "Банкир Маргал" режиссера Т. Магабхарана и других лент.
НЕГАТИВЫ И ПОЗИТИВЫ
К сожалению, за последнее время напряженность в отношениях между государствами с различным общественным строем заметно возросла и, естественно, не по нашей вине. Это отражается и на международном кинообмене. В примерах нет недостатка. То по инициативе принимающей стороны отменяется поездка советской киноделегации на Неделю фильмов в Токио. То на долгое время закрывается для показа советских фильмов кинотеатр в Нью-Йорке. То, как это было в парижском кинотеатре "Космос", срочно прерывается демонстрация советского кинофильма и эвакуируются зрители: кто-то сообщил, что в помещении бомба...
И тем не менее кинообмен в целом вырос. Советские фильмы демонстрируются сегодня в коммерческой сети и на телевидении более 100 стран мира.
К тому же за последнее пятилетие свыше 200 советских картин было отмечено наградами международных кинофестивалей. За этот же срок ленты производства СССР демонстрировались в 150 странах. А вот в Соединенных Штатах, например, показ иностранных фильмов - явление редкое, хотя американский зритель, полагаю, с интересом посмотрел бы хорошую иностранную киноленту. В этом убеждает, в частности, успех в США советского фильма "Москва слезам не верит", который был удостоен "Оскара" - приза Американской академии киноискусства, ленты "Несколько дней из жизни Обломова", других фильмов.
В ОСНОВЕ - ГУМАНИЗМ
Анализируя причины роста популярности советского кино за рубежом, специалисты отмечают прежде всего его гуманистическую направленность. Не найти в советских картинах мотивов насилия, жестокости, извращенной сексуальности, которыми изобилует западный кинематограф. Лучшие советские фильмы - человечные и добрые по своей природе - рождают в душах зрителей чувство оптимизма.
Разумеется, популярности советского кино способствует его традиционно сильная режиссура и высокий актерский профессионализм. В нашем кинематограф. Лучшие советские органично соединилась с принципами плодотворной системы Станиславского.
Поэтому советские фильмы покупают во многих странах мира. Недавно, например, закончился очередной тур работы закупочных комиссий социалистических стран, где было заключено 210 сделок. Наибольшим успехом пользовались фильмы "Время желаний" Ю. Райзмана, "Жестокий романс" Э. Рязанова и "Берег" режиссеров А. Алова и В. Наумова. Кинокартина "Военно-полевой роман" П. Тодоровского приобретена для показа в киносети Испании, ФРГ, Западного Берлина, а также по телевидению Австрии, Швейцарии, Люксембурга. Лента выдвинута в США на приз "Оскар".
Таковы лишь некоторые примеры. Они говорят о той многоплановой деятельности, которую ведет "Совэкспортфильм" по развитию международного кинообмена.