Для кого и как делаются фильмы в СССР и США
НА ВОПРОСЫ КОРРЕСПОНДЕНТА Н. КОВАЛЕНКО ОТВЕЧАЕТ НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР Е. МАТВЕЕВ.
КОРР.: Евгений Семенович, известно, что в СССР создание фильмов полностью финансируется из государственного бюджета. Но буржуазные средства массовой информации Запада трактуют это как творческую зависимость советских мастеров кино от государственных и правительственных органов, утверждая, что советские кинематографисты работают по заданным темам.
МАТВЕЕВ: У искусства свои законы, и оно может быть рождено только мировоззрением художника, его желанием раскрыть какую- то проблему, обратить на неё внимание других людей - зрителей. Я говорю в искусстве только то, что меня волнует - как гражданина, как художника. И порой, как это часто бывает у меня, - я выступаю с экранизацией литературных произведений. Так что о заданности, навязывании не может быть разговора. И чтобы уж поставить точки над "i", раскрою технологию, что ли, этого дела.
Да, деньги выделяются киностудии из бюджета. Но распоряжается ими только сама студия. На студии существует художественный совет - он состоит из режиссеров, актеров, художников, операторов - словом, из тех людей, кто делает фильмы. И принимать ли к постановке данный сценарий или, скажем, выпускать ли в прокат уже снятый фильм, - решает именно художественный совет.
Критерий для решения - только творческий, только мера художественности, таланта, мастерства предлагаемого сценария, снятого фильма, соответствие их благородным целям нашего социалистического государства. Ну конечно, если, скажем, у меня возникнет вдруг желание сделать фильм, проповедующий насилие, разжигающий расовую ненависть, призывающий к войне, никакая киностудия в СССР денег мне на такой фильм не даст. Такие антигуманистические идеи в советском искусстве неприемлемы. Потому что они неприемлемы и в жизни социалистического общества.
Но если говорить о некой абстрактной свободе творчества, - свободе от всего, от своего народа и его интересов, от принципов общества, в котором живет человек, - ведь именно за такую "свободу" для нас, советских художников, ратуют некоторые наши "доброжелатели" на Западе, то ведь такой свободы вообще не существует в тех же западных странах. За разговорами о полной свободе искусства от всего и всех стоит, как правило, вполне определенная зависимость - от кассового сбора, от продюсера, компании, дающих деньги только при условии большой прибыли.
Однажды в зарубежной поездке у меня состоялся на эту тему очень интересный разговор. Когда один западный режиссер заявил, что совершенно свободен в своем творчестве, то я ему задал вопрос: "Кто вам дал деньги на картину?" Он сказал: "Естественно, продюсер". "А актеры, которые игра ют в вашем фильме, - спросил я, - это вы их пригласили?" Он ответил: "Нет, эго мне предложил продюсер". Тогда я спросил у него: "В вашем фильме есть откровенная порнография. Это что - ваша идея, ваша потребность об этом говорить?" На это он ответил: "Ну нет, конечно. Это было жесткое условие, потому что иначе фильм не стал бы давать дохода". Комментарии, как говорится, излишни.
КОРР.: На Западе можно слышать разговоры о том, что, мол, советское кино слишком связано с целями пропаганды, что зрителю не интересны наши фильмы. Однако же если в советских фильмах нечего смотреть, то почему же люди во всех странах выстраиваются в огромные очереди, чтобы попасть на их просмотры? Известно, ведь, как принимались советские фильмы недавно во Франции, а чуть ранее, осенью, в США. Для США последние два-три года вообще стали открытием советского кино. Вы сами побывали в прошлом году в этой стране и были свидетелем успеха советских фильмов, не правда ли?
МАТВЕЕВ: Да, дело в том, что прокатная фирма "Интернэшнл филм иксчендж" решила закупить для коммерческого показа партию советских фильмов, но предварительно захотела "обкатать" их на публике. В течение двух недель 11 советских лент, среди которых были "Портрет жены художника", "Бешеные деньги", "Взлет", "Карнавал", "Любимая женщина механика Гаврилова", "Телохранитель" и другие, демонстрировались в 14 городах. Такого, по общему признанию американской прессы, еще не было. Два года назад в Нью-Йорке в порядке эксперимента был открыт кинотеатр советского фильма, который сразу завоевал популярность. А потом небывалый успех и присуждение "Оскара" нашей картине "Москва слезам не верит". В кинотеатре "Эмбесси" в Нью-Йорке последовательно показывались наиболее интересные советские ленты последних лет при полных залах.
И, как видно, такого обмена было мало и нам и американской стороне. И тогда два руководителя фирмы "Интернэшнл филм иксчендж", Джон Капштейн и Джерри Рапаорт, взяли на себя смелость, хотя и чисто коммерческого толка и наверняка оправдывающую себя, высадить на американскую землю "десант" советских фильмов, очень разных, с разных студий, разных эстетических направлений, разного поколения авторов. И вместе с этим "десантом" прибыла туда и небольшая делегация советских кинематографистов: актриса В. Теличкина, зам. председателя Госкино СССР М. Александров и я.
КОРР.: Пребыванию советской киноделегации в США много внимания уделяла американская пресса.
МАТВЕЕВ: Да, и она была к нам достаточно лояльна. Хотя не раз перепевались и мотивы "заданности", "директивного направления", но, с другой стороны, мы увидели и неплохую осведомленность специалистов о положении дел в нашем кино. В прессе приводились удивительные для американцев цифры посещений кинотеатров в нашей стране; что в среднем каждый фильм собирает около 17 млн. зрителей, а в случаях таких феноменов, как "Москва "слезам не верит", "Экипаж" или "Тегеран-43", эта цифра увеличивается в 4 раза. Отмечали, что в Москве более 140 кинотеатров, и уж совсем поражались, что билет стоит меньше доллара. (А известно, как растет цена на билеты в премьерных кинотеатрах в США! Если 3 года назад билет стоил в среднем 3,5 долл., то теперь - 6 долл.) И, наконец, еще одна цифра - свыше 4 млрд. посещений в год. Все это американцев прямо-таки потрясает.
"Советские фильмы - творческие", - писала одна американская газета. Другая вторила ей, что, если бы советские художники кино жили по нормам Голливуда, они бы давно морально обанкротились.
И встречи и диспуты в университетах были любопытными, очень важными для всех нас. Возникали и сложности, которые исходили от разного рода злобного антисоветского отребья.
Много вопросов о советском кино, о тенденциях, о положении советских актеров. И порой было очень обидно слушать разную невежественную чепуху о положении дел у нас в стране. Но мы все отчетливо понимали, что здесь не вина, а беда большинства людей, они почти начисто лишены правдивой, обстоятельной информации об СССР. И мы старались в меру наших сил и возможностей рассеять этот туман лжи и недоверия. Так, например, почему-то спросили однажды о правах женщин-режиссеров у нас в кино. Кстати, в нашей программе было два фильма, поставленных женщинами, - "Карнавал" Татьяны Лиозновой и "Василий и Василиса" Ирины Поплавской. Знают там и Ларису Шепитько. Один из самых популярных фильмом - "Семнадцать мгновений весны" - поставлен женщиной. Для США, в общем, это довольно сложная, больная проблема.