Из Венеции Михалков увёз своего второго "Золотого льва" - в этот раз за фильм "12".
НО ВСТРЕТИЛИСЬ мы с Никитой Сергеевичем совсем в другом месте. Город Гороховец Владимирской области попал в зону военных действий - здесь снимается фильм "Утомлённые солнцем-2". Режиссёр Никита Михалков гневается. Вчера во время массовой сцены с участием "немецкой" армии здесь сожгли мост через реку Клязьму. Теперь нужно зажечь две доски, повисшие над водой, чтобы между ними проплыла лодка. Но как только загорается одна доска, вторая тухнет. "Я ухожу и вернусь, когда съёмочная площадка будет готова", - со сдержанной яростью объявляет Никита Сергеевич в микрофон, стремительно садится в лодку и переплывает Клязьму.
"Подъём киноиндустрии? Враньё!"
"ЕСЛИ бы я был врагом России, - говорит Михалков, - я бы объявил ей войну и выиграл в три дня". И рассказывает, в каком состоянии находятся и личный состав армии, участвующий в съёмках, и "фирменный реквизит" для масштабных постановочных фильмов.
- Когда за оружие берётся стопроцентная предоплата и ни один автомат не стреляет - как вам это? Одна компания рекламирует в Интернете свои услуги по предоставлению старых машин образца 1941 года, но не удосужилась отремонтировать их: и так возьмут. Говорят: это же старая техника. Ёлки-палки, поменяй двигатель, поставь новое шасси, сделай так, чтобы э т о работало! Спекуляция на дефиците, полная безответственность!
- Ситуация сильно изменилась к худшему?
- Она просто рухнула! Сорок лет назад на съёмках фильма "Перекличка" Даниила Храбровицкого мы могли позволить себе роскошь разбить о танк открытый "Мерседес" из гаража Геринга! Сейчас такую машину не найти - её купит олигарх за полмиллиона долларов. На "Рабе любви" ездили в машинах 1914 года. В Праге на съёмках "Ревизора" - это ещё сравнительно не так давно было - мне принесли в кадр ружьё XVIII века. А сейчас - нет больше реквизита! Разрушено и разграблено всё!
- Вот те раз! А мы говорим о подъёме нашей киноиндустрии.
- Мы говорим, что у нас есть новая техническая база, современные ателье перезаписи. Но почему я заказываю костюмы в Европе? Почему каждый выстрел обходится в 5 долларов? Пиротехника - просто на грани преступления. Мне сжигают мост, хотя я этого не просил, и теперь не могут зажечь две палки. И вот у меня горит съёмочный день стоимостью в 200 тысяч долларов.
"Без Бондарчука не было бы Тарковского"
- ЧЕМ же объяснить ваше упрямое стремление к большому кино?
- Если нет большого кино, считай, что вообще нет кино в стране. Ну не было бы ни Тарковского, ни Киры Муратовой, если бы не было Бондарчука, Озерова, Гайдая, Данелия. Невозможно питаться только устрицами. Кому-то хочется и хлеба, и котлету. Да и наша литература требует большого кино. Снять "Анну Каренину", или "Войну и мир", или "Идиота", не имея ни реквизита, ни отреставрированных петербургских улиц, невозможно. Страна с такой большой историей должна иметь большое кино.
- Как в Америке, хотя их история покороче?
- В американском кино существуют и "Красота по-американски", и "Двенадцать разгневанных мужчин", и "Пролетая над гнездом кукушки" - как бы маленькие, камерные фильмы. Но рядом с ними есть и "Армагеддон", и "Титаник". Одно другое питает. Скажу больше: американское кино создало Америку. Сначала возникла идея, образ Америки, к которому надо стремиться, и страна потянулась за этим кинематографическим образом. У нас же всё наоборот: сначала создали образ гламурной России, которой не существует, а потом кино начало этот образ бездарно иллюстрировать.
"Фильм "12" снял про это"
- В ВАШЕМ новейшем фильме "12" представлены три наиболее острые проблемы современной России: чеченская война, коррупция и тотальная безответственность. Видите ли вы какой-то путь к решению хотя бы одной из них?
- Их решение лежит на том пути, куда в финале ведут зрителя мой герой и герой Сергея Маковецкого: решай всё сам, делай сам. Главное - личная ответственность. Человек есть не средство, а цель. Очень просто разглагольствовать о гуманизме и любить всё человечество, общемировые ценности. И очень трудно перевести через дорогу бабушку, когда на тебя никто не смотрит. Обычно переводят её, когда другие смотрят и могут написать об этом в газете. А когда она одна стоит - ну и хрен с ней, пусть стоит, что я, нанимался, что ли, у неё внуки есть.
- Герой Сергея Маковецкого взрывает ситуацию в суде присяжных, где все хотят скорее принять решение и разбежаться. Однако в конце тоже оказывается не готов принять на себя ответственность за судьбу чеченского подростка.
- В этом-то и заключается истинность всей рассказанной в фильме истории. И, по большому счёту, судить никого нельзя - все правы. Может хирург отменить операцию? Или агент фирмы - командировку в Японию? Но ты можешь делегировать заботу о мальчике тому, кто сейчас может. Сделай это за нас, а потом мы сделаем за тебя. Но не говорите: закон же есть, мы своё дело сделали, теперь пусть другие делают. И так у нас всё: посидели потрындели и разошлись. Ничего не можем довести до конца.
- Очень серьёзный фильм. Как вы думаете, какая на него придёт аудитория?
- Вся. Вот я показал картину девушкам из конюшни, которые занимаются лошадьми. На этом же показе была дочь олигарха, которая учится в Швейцарии, и ещё несколько молодых людей. Фантастическая реакция. Они ревели как белуги, и сами не очень понимали отчего. И мгновенно включились в спор: закон - не закон, как это у нас - как у них.
- Молодёжь, которая ходит на "попкорновое кино", придёт, как вы думаете?
- Она придёт. Из интереса, так сказать, из стёба, постебаться надо всем этим. Я и её возьму. Ведь я не просто серьёзно и мрачно морщу лоб, а даю зрителю возможность и развлечься тоже.