Примерное время чтения: 5 минут
112

КИНО. Советские фильмы на экранах мира

Некоторые итоги минувшего года

Многие годы буржуазная кинокритика прибегала к умолчанию, когда дело касалось достижений советского кино. Но вместе с тем ему посвящались желчные пасквили, перепевавшие темы "непрофессионализма" советских режиссеров и актеров, "идеализма и бесконфликтности" нашего кино. Сегодня авторам такого рода писаний приходится нелегко. Советское кино по праву занимает одно из ведущих мест в мире, завоевывает все большее число почитателей.

А вот западный кинематограф переживает сегодня глубочайший идейный и художественный кризис. Зритель устал от вакханалии насилия, секса и ужасов, захлестнувшей экраны стран капитала. На этом фоне советские фильмы, проникнутые гуманизмом и утверждающие высокие человеческие ценности, становятся как бы глотком чистого воздуха в удушливой атмосфере коммерческого кинематографа.

Произведения выдающихся советских кинорежиссеров С. Герасимова, С. Бондарчука, Ю. Райзмана, мастеров более молодого поколения - В. Жалакявичуса, Н. Михалкова, Г. Панфилова, Э. Рязанова и других вызывают неизменный интерес на крупнейших международных кинофестивалях.

Минувший год стал важным этапом в развитии советского кино, которое специалисты по праву называют сейчас одним из интереснейших в мире.

Известно, что западный мир стремится "железным занавесом" отгородить массового зрителя от ценностей нашей культуры. Такой пример: ежегодно Франция, Англия, ФРГ, США, Япония закупают у нас определенное количество фильмов - чтобы иметь возможность в порядке паритета продавать свои картины нам. Платят деньги и... кладут ленты на полку, не пуская в широкий прокат.

И тем не менее советские фильмы, преодолевая всяческие препоны, находят своего зрителя в капиталистических странах. Вслед за первым кинотеатром советского фильма в Токио планируется открытие еще двух - в Осаке. Видавшие виды американские кинодельцы были поражены коммерческим успехом ленты "Москва слезам не верит". И теперь, помимо имеющегося в Нью-Йорке кинозала советского фильма, в США планируется открытие нескольких аналогичных.

Меняется и тон западной прессы. Известные американские журналы "Америкэн филм", "Филм коммент" и "Вэрайети", английские "Филмз энд филминг" и "Сайт энд саунд", французский "Синема" никогда не отличались доброжелательным отношением к советской кинопродукции. Теперь они все чаще помещают пространные рецензии на такие наши фильмы, вышедшие в лидеры по количеству посещений зрителей в их странах, как "Москва слезам не верит", "Красные колокола", "Несколько дней из жизни Обломова", "Полеты во сне и наяву", "Любимая женщина механика Гаврилова", "Мы из джаза", который, кстати, в 1983 г. стал самым посещаемым в США зарубежным фильмом.

Явно сдерживая зубовный скрежет, американская пресса более высоко оценивает художественные достоинства, историческую достоверность фильма С. Бондарчука "Я видел рождение нового мира", посвященного Джону Риду, по сравнению с увенчанным "Оскаром" фильмом американца У. Битти "Красные", также рассказывающим о Д. Риде. В Италии придерживается такой же позиции журнал "Национе"...

В условиях обострения идеологической борьбы советское кино несет миллионам людей в зарубежных странах правду о нашем государстве, о духовных ценностях социалистического общества.

Подлинным триумфом многонационального советского кинематографа стал проходивший летом минувшего года XIII Московский международный кинофестиваль. В кинофестивале приняли участие ведущие кинематографисты нашей страны, стран социалистического содружества. На него приехали, вопреки шантажу и угрозам, крупнейшие деятели кинематографии западных стран.

Золотой приз кинофестиваля был единодушно присужден авторитетным международным жюри ленте советского режиссера Г. Панфилова "Васса" по пьесе М. Горького. В конкурсе фильмов для детей высшую награду получили советские режиссеры У. Сапаров и Я. Сеидов за картину "Мужское воспитание". Призов и дипломов различных организаций удостоены другие советские фильмы.

На фестивале действовал кинорынок. В итоге - заключены контракты на прокат более 200 советских картин во многих странах, несколько десятков советских картин приобрели США, Япония, Франция.

О высоком авторитете советского кино говорит и тот факт, что 45 фирм и киноорганизаций в дни фестиваля вели переговоры с нашими киностудиями о совместных постановках фильмов. В недалеком будущем будут сняты такие ленты: "Имре Кальман" (с Венгрией), "Туманные берега" (с Болгарией), "Три дня и вся жизнь" (с Польшей), "Битва за Москву" и "Лев Толстой" (с Чехословакией), "Лорка. Смерть поэта" (с Испанией), "Белый дятел" (с Италией), "Собор Парижской богоматери" (с Францией) и ряд других.

Безусловно, что совместное кинопроизводство порождает немало объективных и субъективных трудностей. И если трудности, вызванные, скажем, языковым барьером, вполне преодолимы, то проблемы, так сказать, идейного порядка вынуждают наших кинодеятелей спорить с западными партнерами, а иногда и отказываться от совместной работы. Так, не снимаются и не будут сниматься совместно фильмы, прославляющие культ грубой силы, проповедующие отчуждение между народами.

Огромно влияние кино на умы и сердца миллионов людей. Это со всей ответственностью понимают советские деятели кино, создавая высокохудожественные фильмы, проникнутые гуманизмом, верой в человека. Именно благодаря этому фильмы киностудий нашей страны завоевывают все большую популярность в мире.

* * *

152 полнометражных художественных фильма выпустили киностудии страны в 1983 году.

* * *

13 советских фильмов стали лауреатами и призерами крупнейших международных фестивалей, а за последние пять лет такой чести было удостоено около 200 советских фильмов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно