В НОВОЙ редакции Программы КПСС отмечается, что одна из важнейших задач партии - воспитывать у каждого советского человека коммунистическую мораль, бороться со всеми негативными явлениями в нашем обществе, и в том числе с частнособственнической психологией, разновидностью которой является потребительство.
Для того чтобы эффективно бороться с тем или иным негативным: явлением, надо хорошо знать его корни. Именно поэтому мы попробуем вначале разобраться, в чем причины проявления при социализме потребительской психологии.
ПРИЧИНЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА
Начнем с того, что один из главенствующих принципов нашего общества состоит в том, что каждый получает по труду. К примеру, тот, кто выполняет полторы нормы, зарабатывает больше того, кто выполняет полнормы, и соответственно может приобрести на свою зарплату больше жизненных благ. Принцип этот как нельзя более справедливый, и он будет действовать до тех пор, пока общество не перейдет к принципу "каждому - по потребностям".
Но, как показывает практика, пока существует неравенство в распределении материальных благ, всегда найдутся люди, которые захотят присвоить себе, урвать как можно больше этих благ, будь то модные брюки-"бананы", редкие книги или музыкальные записи.
Этих людей называют потребителями. Потребители - те, кто считает вещи главной жизненной ценностью; кто самоутверждается с их помощью.
Но здесь можно возразить, что, собственно, вещи для того и предназначены, чтобы ими пользоваться.
Это действительно так. Но одно дело, если джинсы или дубленку покупают потому, что они удобны, практичны, и совсем другое, если эти вещи становятся для кого-то символом престижа и благополучия, если их, собственно, и покупают из соображений престижа - вот где потребительство!
Еще одна его причина, как это ни парадоксально, связана с ростом нашего благосостояния. Как известно, благосостояние советских людей с каждым годом растет, и соответственно растет их возможность потреблять: если, к примеру, в 1970 г. лишь 18% населения имело доход свыше 100 руб. в месяц на члена семьи, то в 1984 г. уже более 60%.
УМЕТЬ РАЗУМНО ОТНОСИТЬСЯ К ВЕЩАМ
Но у этого несомненного достижения, как оказалось, есть и свои издержки. В том случае, если рост материального уровня наших граждан, и в том числе молодых людей, не подкрепляется ростом их сознательности и культуры, включая культуру быта, поведения, это может привести к формированию у них потребительской психологии. Выходит, главная опасность заключается не в самих вещах, а скорее в неумении человека должным образом, рационально, разумно относиться к ним.
И еще один важный ракурс этой проблемы. Как известно, нравственный мир человека закладывается в семье. Между тем некоторые родители, бабушки и дедушки, те в особенности, кто пережил тяжелые испытания - войны, разруху, голод и для кого определенный аскетизм был нормой, как бы пытаясь взять реванш за свои трудности и лишения, стараются "облегчить жизнь" своим детям. Они буквально сбиваются с ног, чтобы достать для них дефицитные вещи, - дескать, мы не имели, так пусть наши дети имеют все в достатке. Между тем дети, получившие такое воспитание, чаще всего вырастают иждивенцами, с чрезмерной, болезненной претензией на свою "исключительность", с ориентацией на "красивую жизнь".
Скажем и о том, что потребительская психология складывается подчас под воздействием буржуазной пропаганды. Кое-кто из наших граждан (и в особенности это относится к молодым людям) порой некритически воспринимает западные кинофильмы, передачи буржуазных радиостанций, в которых рекламируется "красивая жизнь" в богатстве и роскоши. Между тем эти фильмы, эти передачи прежде всего нацелены на то, чтобы внушить зрителям или слушателям; материальные блага - единственное, ради чего стоит жить, главная жизненная ценность. Но если потребительские ценности и стандарты составляют неотъемлемую часть буржуазного образа жизни, то нам, нашему миропониманию они чужды.
Борьба с потребительством ведется комплексно, по двум основным направлениям. Первое из них складывается из мер, предпринимаемых с целью значительно ускорить темпы экономического роста страны.
В том случае, если хороших, высококачественных товаров будет производиться в изобилии, общество сможет удовлетворить потребности каждого своего, члена, что является необходимым условием успешного решения проблемы потребительства.
Это, так сказать, глобальное направление борьбы с потребительством. А теперь поговорим более конкретно.
Как известно, одна из серьезных наших проблем состоит в том, что некоторые молодые люди едва ли не главной своей жизненной ценностью считают импортные, "фирменные" вещи; что они не считают зазорным носить джинсы или майки с западной символикой, значения которой не понимают; что кое-кто из них "охотится" за записями престижных западных ансамблей, хотя ансамбли эти далеко не всегда отличаются высоким качеством, а многие из них ведут антисоветскую пропаганду.
Выход из положения один: противопоставить западной "фирме" нашу отечественную легкую промышленность; западной символике - свою собственную, советскую; западной современной музыке - отечественную эстраду.
Многое в этом плане уже делается. Так, с каждым годом выпускается все больше перспективных, остромодных моделей для молодых, открываются специализированные магазины "Молодежной моды" (подробнее об этом см. "АиФ", 1985, N 7); фирма "Мелодия" также постепенно налаживает выпуск дисков с записями лучших наших ансамблей и рок-групп. Но, конечно, для того, чтобы с этими причинами потребительства справиться окончательно, еще очень многое предстоит сделать.
ПОВЫШАТЬ ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ
Другое направление борьбы с потребительством - линия на формирование и развитие разумных потребностей, духовной культуры каждого человека.
Понятие духовности, как и все нравственные категории, с трудом поддается определению. Думается, духовность - это" все, что связано с внутренним миром, человека и его развитием; все, что делает его личностью (мещане, потребители - безличны)!
Духовная культура от рождения не дается - она воспитывается, и в первую очередь - в семье, в школе. Процессу этому в последнее время придается огромное значение: так, в новой редакции Программы КПСС говорится о повышении ответственности родителей за воспитание детей.
Думается, этому поможет курс "Этики и психологии семейной жизни", который в соответствии со школьной реформой включен в учебные программы всех общеобразовательных школ.
Очень важным с этой точки зрения нам представляется и ориентация школы на усиление трудового воспитания учащихся. Именно творческий труд должен стать для каждого молодого человека главной жизненной ценностью. Ведь и простые житейские наблюдения, и специальные социологические исследования говорят о том, что в школах, где налажено трудовое воспитание и действуют различные секции - музыкальные, спортивные, хореографические, гораздо меньше ажиотаж вокруг фирменных пластинок или джинсов.
Процессу накопления духовности, "духовной интенсификации", по выражению известного советского кинорежиссера С. А. Герасимова, помогают и все виды искусства, включая литературу, живопись, театр, кино.
Вспомним, к примеру, пьесы "Взрослая дочь молодого человека" В. Славкина, "Гнездо глухаря" В. Розова, наконец, фильм Р. Быкова "Чучело"; в них так или иначе идет речь о духовности и бездуховности, мещанстве. О том, насколько они действенны, говорит хотя бы такой факт: режиссер фильма "Чучело" Р. Быков получил после премьеры своего фильма около тысячи писем-откликов, причем некоторые из них были от тех, кто узнал среди отрицательных героев самих себя.
Это, конечно, не стоит понимать упрощенно - вряд ли один фильм может в корне переделать человека; но подтолкнуть его, заставить задуматься - может.
Нашему обществу, по сути, дух потребительства чужд; противостоят ему и все наше миропонимание, жизненные и духовные ориентиры. Потребительству противостоит вся атмосфера советского общества, и в этом мы видим залог успешного решения этой проблемы.
Т. ДЖАЦАРИЯ, кандидат философских наук
Смотрите также:
- ВЗГЛЯД. Профессор Ю. Кукушкин: "СОЦИАЛИЗМ В МОЕЙ СУДЬБЕ" →
- МИР СОЦИАЛИЗМА. ПНР: шкала ценностей молодежи →
- МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ (02.10.1987) →