ВОПРОС - ОТВЕТ. Что можно противопоставить СОИ?

   
   

Известно, что в США предпринимаются усилия по созданию противоракетной системы с элементами космического базирования, получившей название "стратегической оборонной инициативы" Р. Рейгана. Целью развертывания такой системы (ее стоимость составит, по предварительным оценкам, около 1,5 трлн. долл.) является достижение военно-стратегического превосходства над Советским Союзом.

Как неоднократно заявлялось советской стороной, СССР не допустит слома существующего равновесия и ответ наш, в случае развертывания Соединенными Штатами СОИ, будет достаточно эффективным и значительно менее дорогостоящим.

В "АиФ" N 12 мы уже сообщали о практических шагах, способных свести на нет военное превосходство страны, обладающей "космическим щитом". Многие читатели в своих письмах просят подробнее рассказать, какие конкретно меры могут быть приняты для нейтрализации противоракетной системы с элементами космического базирования. Возвращаясь к этой теме, публикуем выдержки из доклада Комитета советских ученых, в котором рассматриваются возможные контрмеры.

ГЛАВНАЯ задача контрмер - сохранить при любом варианте ядерного нападения способность к неприемлемому для агрессора ответному удару.

По характеру своего воздействия такие контрмеры могут быть активными или пассивными. Они могут включать в себя как развитие специальных средств нейтрализации и поражения различных элементов эшелонированной противоракетной системы, так и наращивание, модификацию и диверсификацию стратегических ядерных вооружений.

По времени активизации контрмер их можно разделить на меры быстрой реакции, реализация которых непосредственно привязана к моменту ответного удара, и долговременные меры, охватывающие заблаговременную подготовку. Уже сегодня некоторые меры могут быть использованы для поражения таких жизненно важных и весьма уязвимых элементов широкомасштабной противоракетной обороны (ПРО), какими являются:

- космическая связь;

- система управления, где наиболее уязвимым звеном являются центральные управляющие ЭВМ, которые даже в случае дублирования будут развернуты в ограниченном количестве в силу их сложности и дороговизны;

- различные энергоносители и энергетические системы.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ И НЕЙТРАЛИЗАЦИИ

К активным мерам могут быть отнесены различные средства наземного, морского, воздушного и космического базирования, использующие в качестве поражающего воздействия кинетическую энергию (ракет, снарядов), лазерные и другие виды высокоэнергетических излучений. Активные контрмеры особенно эффективны против элементов космических эшелонов противоракетной обороны, которые в течение длительного времени находятся на орбитах с известными параметрами, что значительно упрощает задачу их нейтрализации, подавления и даже полной физической ликвидации.

Космические боевые станции в соответствии с их главной задачей будут ориентированы на поражение стратегических баллистических ракет, поэтому специально созданные малые ракеты различных видов базирования могут оказаться действенным средством их уничтожения. Аналоги таких средств уже существуют: например, ракеты типа американской противоракеты "Спринт".

Весьма эффективным средством активного противодействия для вывода из строя одновременно большого количества космических боевых станций могли бы быть "космические мины" - спутники, выводимые на орбиты, близкие к орбитам боевых станций другой стороны и оснащенные достаточно мощным боезарядом, подрываемым по команде с Земли.

В качестве активных средств противодействия могут быть использованы наземные лазеры большой мощности. Создание таких лазеров существенно проще, чем тех, которые предназначены для уничтожения баллистических ракет в полете с космических боевых станций. Это объясняется целым рядом факторов. Во-первых, космические боевые станции являются более крупными объектами для лазерного поражения, чем межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), что облегчает задачу их поражения. Во- вторых, число таких станций будет значительно меньшим, чем количество объектов - МБР или их боеголовок, - подлежащих уничтожению. В-третьих, космические боевые станции находятся в поле зрения наземной лазерной установки в течение длительного времени.

Высокоэффективным средством активного противодействия боевым станциям могут стать препятствия на орбитах их движения, создаваемые облаком мелких объектов (частиц). При скорости 15 км/с (что вполне достижимо) частица весом 30 г способна пробить защитный стальной экран или оболочку станции толщиной до 15 см. Наиболее привлекательной мишенью в данной схеме противодействия могут стать такие уязвимые элементы лазерных боевых станций, как баки с топливом, энергосистемы, отражающие зеркала. Распыление на орбите небольшого облака даже микроскопических частиц может создать на поверхности отражающего зеркала дефекты, препятствующие фокусировке лазерного луча.

Что касается выбора возможной меры противодействия развертыванию В космосе рентгеновских лазеров с накачкой от ядерного взрыва, то здесь необходимо отметить следующее. В соответствии с одной из концепций СОИ их предполагается выводить на орбиту в самый последний момент с помощью ракет, размещаемых на подводных лодках. Такие подводные лодки необходимо держать в водах Мирового океана, ближе к границам СССР - в северной части Индийского океана или в акватории Норвежского моря. Эта схема, как очевидно, уязвима от средств противолодочной борьбы.

Весьма уязвимыми в космических вооружениях будут являться системы обнаружения и наведения. Задача их "ослепления" может быть решена путем проведения ядерного взрыва в верхних слоях атмосферы. Наконец, традиционные меры радиоэлектронной борьбы, примененные против космических эшелонов широкомасштабной ПРО, способны существенно повлиять на ее эффективность.

Далеко не обязательно ставить задачу полного уничтожения "космического щита". Достаточно ослабить его путем воздействия на наиболее уязвимые элементы, пробить "брешь", чтобы сохранить неприемлемую для агрессора мощь ответного удара.

РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЯДЕРНЫХ ВООРУЖЕНИИ КАК ОТВЕТНАЯ МЕРА

Развертывание Соединенными Штатами широкомасштабной противоракетной системы или отдельных ее боевых подсистем явится прямым нарушением Договора по противоракетной обороне 1972 г. В создавшейся ситуации Советский Союз сможет считать себя свободным от соблюдения как статьи XII этого договора, запрещающей умышленные меры по маскировке, препятствующие осуществлению контроля национальными техническими средствами, так и не ратифицированного США Договора ОСВ-2, ограничивающего число МБР и строительство для них дополнительных пусковых установок. Осуществление количественного наращивания МБР создаст ряд дополнительных трудностей для систем обнаружения противника, вызовет резкое падение эффективности систем перехвата и наведения ударных средств. К аналогичному результату ведет и увеличение числа боеголовок на баллистических ракетах. Все это будет снижать надежность "космического щита".

Дальнейшее "насыщение" противоракетной системы может быть достигнуто за счет дополнительного развертывания относительно недорогих "ложных ракет", оснащенных упрощенной системой управления, без боеголовок. Развертывание подобных ракет, которые не могут быть надежно идентифицированы существующими техническими средствами, явится простой и эффективной с экономической точки зрения мерой.

Эффективной контрмерой может также служить такая тактика осуществления пусков МБР, которая рассчитана на "истощение" космической ПРО путем ее ранней активации за счет определенно подобранного порядка ответного удара. Например, это могут быть комбинированные запуски МБР и "ложных ракет", запуски МБР с широкой вариацией траекторий и т. д. Все это ведет к большому расходу энергетических ресурсов космических эшелонов ПРО, разрядке рентгеновских лазеров и электромагнитных пушек, к другим преждевременным потерям в огневой мощи системы ПРО.

В качестве меры по сохранению способности к адекватному ответному удару необходимо отметить возможное наращивание потенциала тех вооружений, для которых пока не предложены соответствующие средства перехвата, К ним могут быть отнесены баллистические ракеты подводных лодок, запускаемые по настильным траекториям. Большая часть траектории полета таких ракет лежит в пределах стратосферных высот, где эффективность ряда систем ПРО резко снижается. Другой мерой может явиться массовое развертывание крылатых ракет различных видов базирования, ни один из предлагаемых сегодня вариантов космического оружия не в состоянии осуществлять надежное обнаружение и перехват низколетящих, небольших по размерам крылатых ракет.

Эффективной мерой пассивного противодействия системе ПРО противника является сокращение длительности активного участка траектории, что создаст дополнительные трудности для систем обнаружения, слежения и наведения. Это может быть достигнуто при относительно небольших издержках, связанных с повышением веса ракеты приблизительно на 15%, при сохранении первоначальной полезной нагрузки и дальности полета.

К этой же группе мер противодействия может быть отнесена маскировка ракетных пусков. Она может осуществляться путем создания дымовых завес над районами пуска или применения различных средств, маскирующих ракету во время полета, например оснащения ракет маскировочными экранами.

Многообразны и способы защиты ракет от воздействия лазерного облучения. Они могут включать защиту корпуса ракеты с помощью отражающих и поглощающих покрытии, приданием ей вращательного движения вокруг собственной оси, что не позволит зафиксировать лазерный луч на определенном участке корпуса. Эффективной мерой может оказаться оснащение корпуса ракеты дополнительной системой охлаждения или установка на нем подвижного поглощающего экрана, опускаемого в зону нагрева. Перспективной контрмерой может быть распыление в атмосфере различных веществ с целью создания дымов или аэрозолей, т. е. завес, поглощающих лазерное излучение.

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

В обсуждаемых в настоящее время в США схемах космических эшелонов широкомасштабной ПРО функции обнаружения, идентификации и наведения должны осуществляться с помощью обширного набора активных и пассивных средств, включающих оптические, инфракрасные, радиолокационные и другие, базирующихся на Земле, в воздухе и космосе. Помимо того, что все эти средства будут уязвимы от мер противодействия, упоминавшихся выше, против них может быть разработан свой арсенал контрмер.

Одной из наиболее эффективных мер такого противодействия являются различного рода ложные цели. Например, одновременно с разделением боеголовок вокруг них может быть рассеяно облако мелких, легких металлических объектов, которые будут не только поглощать и отражать радиоволны, но и вызывать рассеивание отраженного от боеголовок радиолокационного излучения. Способом противодействия инфракрасным средствам обнаружения и наведения является распыление вокруг боеголовок облака аэрозоли - источника инфракрасного излучения. На его фоне можно обеспечить маскировку собственного инфракрасного излучения боеголовок.

Работоспособность датчиков космической ПРО может быть значительно снижена использованием другой стороной различного рода электронных помех, средств подавления или искажения сигналов.

В ряде исследований уже упоминался способ маскировки боеголовок внутри легких многослойных пустотелых баллонов, изготовленных из металлизированной отражающей пленки. На каждую боеголовку, находящуюся внутри такого баллона, может приходиться десяток пустотелых баллонов.

Перечисленные контрмеры далеко не исчерпывают всех возможностей по противодействию средствам обнаружения и нацеливания ударного оружия космической ПРО на МБР в полете.

Некоторыми сторонниками СОИ эшелонированная структура ПРО в космосе представляется достаточно устойчивой к снижению эффективности отдельных ее эшелонов. Неправомерность подобного подхода проще всего иллюстрируется примером с поражением такого звена этой системы, как боевое управление. Поскольку различные эшелоны противоракетной системы опираются на общую систему боевого управления, очевидно, что противодействие этому важнейшему структурному звену может привести к резкому падению эффективности системы в целом.

"Космический щит" - это наступательная система: ее использование целесообразно только тогда, когда сторона, владеющая ею, наносит удар первой. Однако, как мы убедились, имеется целый набор эффективных, доступных, гораздо менее дорогостоящих средств, чтобы сохранить за собой способность нанести ответный удар. Оценочная стоимость комплекса средств противодействия может составить всего несколько процентов от стоимости широкомасштабной ПРО С элементами космического базирования.

Смотрите также: