ПО ДОГОВОРУ о сокращении наступательных потенциалов (СНП), предполагается сократить ядерные силы РФ и США до 1700-2200 боеголовок. Как жить России и что имел в виду В. Путин, говоря о новых типах нашего стратегического оружия? Об этом - беседа с зам. генерального директора научно-производственной компании "Витязь ХХI век" Радмиром СМИРНОВЫМ, более 20 лет проработавшим на руководящих должностях в космических НИИ Минобороны.
- ВЫГОДЕН ли нашей стране новый договор?
- Безусловно. Сокращать наш ракетно-ядерный потенциал необходимо. Хотя бы из-за того, что в нынешнем виде он обходится стране слишком дорого. К сожалению, наш ракетно-ядерный щит - это основной фактор, благодаря которому с нами в мире еще считаются. Но если не предпринимать никаких мер, в 2010-х годах этому фактору придет конец. Прежде всего в связи с созданием в США Национальной противоракетной обороны (НПРО).
- Кажется, американцы заявляли, что НПРО направлена против террористов.
- Сегодня практически нет сомнений, что НПРО будет развертываться в ее стратегическом варианте. То есть в варианте, нацеленном на отражение ракетного нападения не только со стороны "стран-изгоев" и международных террористов, но и для защиты от крупномасштабного ядерного удара. По американским оценкам, такой удар им теоретически могут нанести только две страны - Россия и Китай.
- Что будет представлять собой новая НПРО?
- Она будет создаваться тремя эшелонами. Задача первого - поразить межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) до момента разделения боеголовок. Для этого через 10-12 лет на околоземной орбите может быть развернута группировка из трех десятков космических аппаратов с лазерным оружием (программа SBL). Кроме того, целый флот "космических перехватчиков" - небольших спутников, которые с орбиты будут "расстреливать" стартующие МБР антиракетами. Их разработали еще для рейгановской программы "звездных войн". Один такой спутник весит 75 килограммов, и их потребуется 5-6 тысяч штук. Сейчас в США появились новые разработки - маленькие спутники, которые американцы называют наноперехватчиками. Они будут весить 8-10 кг при тех же боевых возможностях. Таких аппаратов может быть до 15-20 тыс. При этом в перспективе американцы смогут осуществить одномоментное развертывание такой орбитальной группировки: только один "космический челнок" шаттл способен доставить на орбиту за один раз до 3 тыс. этих маленьких убийц. Весьма вероятно, что уже на первом этапе значительная часть наших МБР может быть уничтожена. Но для полной гарантии безопасности США создают 2-й и 3-й эшелоны. Это ракеты, которые запускаются с земли, с корабля или самолета и уничтожают ядерные боеголовки на баллистической траектории. Прошло уже 8 испытаний подобного оружия, причем 3 закончились успешно.
- А что после развертывания американской системы произойдет с другими компонентами ядерной триады - подводными лодками и самолетами стратегической авиации?
- Полагаю, их эффективность в перспективе может снизиться. Дело в том, что американцы вплотную подошли к созданию лазерного оружия, которое из космоса сможет поражать не только МБР, но и нашу авиацию. Хуже того: через 10 - 15 лет они, скорее всего, научатся обнаруживать подводные лодки в погруженном состоянии.
- В своем послании Федеральному собранию президент Путин заявил, что в России на этапе практической реализации находится разработка новых типов стратегического оружия. Может ли это быть связано с противодействием НПРО?
- Создать аналогичную систему НПРО Россия не может - это стоит 300 - 400 млрд. долл. А вот дать асимметричный ответ - например, уничтожить наиболее значимые элементы НПРО - в перспективе станет возможным. Наиболее вероятно, что это будут космические средства, которым необходимо обеспечить приоритетное развитие. Для поражения американских спутников можно использовать, скажем, обыкновенную шрапнель или куда более эффективные средства на базе новых физических принципов.
При этом не исключено, что, затратив огромные средства, американцы обнаружат, что Россия сумела разработать эффективные ответные меры, полностью нейтрализующие все военные и политические преимущества этой системы. И стоить это будет не более 3 - 4 млрд. долл. - в 100 раз дешевле, чем НПРО!