С началом лета увеличились пассажиропотоки, на железных дорогах страны. И хотя железнодорожники готовились к этому, полностью удовлетворить потребности пассажиров они пока не в состоянии. Удлинились очереди у касс, все чаще звучат вопросы: "Не опаздывает ли поезд?", "Будут ли на него билеты?", "А сколько мест и каких?"... Нередко пассажир бывает разочарован поездкой.
Недавно ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о мерах по дальнейшему улучшению работы и укреплению материально технической базы железнодорожного транспорта. В этом постановлении предусмотрен комплекс мероприятий по коренному улучшению организации пассажирских перевозок.
О том, что уже сделано в этом плане, и о перспективах на будущее наш корреспондент А. Логинов беседует с заместителем министра путей сообщения СССР Б. Д. НИКИФОРОВЫМ.
КОРР. Борис Данилович, с 1 июня введен в действие новый график движения пассажирских поездов. Как он учитывает накопившиеся проблемы? Что в нем нового?
НИКИФОРОВ. Во первых, новый график разработан на трехлетий период (1986-1989 гг.) Это сделает расписание стабильным.
Во-вторых, введены новые пассажирские поезда в 22 сообщениях, два из которых международные: Киев - Бухарест - София и Москва - Пхеньян через Иркутск - Читу - Хабаровск - Хасан. Внутри страны пассажирские поезда свяжут Москву с Черниговом, Пензой, Кременчугом, Ленинград с Горьким, Воронежем и Волгоградом. Для улучшения связей с Западной Сибирью пущен поезд Москва - Новый Уренгой. На БАМе вводится 7 местных поездов, которых раньше не было.
В-третьих, новое расписание несколько разгрузит крупные железнодорожные узлы и напряженные участки. Для этого широко использованы обходы и параллельные ходы. Без захода в Брянск - Орловский пропущены 5 поездов международного сообщения. В обход столицы по Большому Московскому кольцу пошли новые поезда в Ленинград из Горького, Волгограда и Воронежа.
В-четвертых, в расписании учтены новые технологии и передовые методы работы, обеспечивающие высокую эффективность и качество обслуживания пассажиров. Среди них - дальнейшее увеличение числа пассажирских и пригородных поездов повышенной длины, увеличение скоростей движения, сокращение времени на обработку подвижного состава на станциях.
КОРР. Расскажите, пожалуйста, подробнее и конкретнее, что сделано для улучшения пассажирских перевозок.
НИКИФОРОВ. Опыт вождения длинносоставных поездов у нас уже есть. В прошлом году курсировало 187 удлиненных пассажирских составов (по 19-25 вагонов). В этом году таких поездов уже 210.
Увеличивать число вагонов в пассажирском составе планируется и в дальнейшем. Уже сейчас проводятся испытания поезда из 36 пассажирских вагонов. Эксплуатация таких составов требует определенной подготовки, технической и организационной.
Пассажирские скорости на железнодорожном транспорте растут. Средняя маршрутная скорость движения дальних пассажирских поездов в новом графике составляет 58,5 км/час (увеличение по сравнению с предыдущим графиком на 0,5 км/час), пригородных - 43,6 км/час (увеличение на 0,2 км/час).
Приняты меры по сокращению времени нахождения в пути ряда пассажирских поездов дальнего следования. Среди них такие, как Москва - Владивосток (на 11 час. 43 мин.), Москва - Абакан (на 14 час. 08 мин.), Харьков - Владивосток (на 12 часов), Одесса - Новосибирск (на 14 час.) и другие. В категорию скорых переведены 15 поездов, в том числе Москва - Лена, Москва - Улан-Удэ и другие. Общий выигрыш во времени составил 61 час 20 мин.
В соответствии с целевой комплексной программой скоростного движения пассажирских поездов на период до 1990 года разработаны технико-экономические и эксплуатационные требования к системе организации скоростного движения. На основании этих требований МПС разработало и приняло положение о скоростном пассажирском поезде.
Но этот, так же как и другие документы, нужно подкрепить делом. Ответственность за четкое проследование пассажирских поездов по графику возложена на нас, железнодорожников, в частности диспетчеров. Нельзя в связи с этим не упомянуть и тех, кто должен быстро готовить составы в рейс, экипировать их в пути следования. Другими словами, соблюдение нового графика пассажирских поездов связано с общей организацией всей работы нашей отрасли.
КОРР. Борис Данилович, в прошлом году мне пришлось ехать в отпуск по железной дороге. В Москве мне удалось быстро взять билет. Но когда ехал обратно, то за билетом пришлось постоять значительно дольше и выслушать немало нелестных отзывов об организации продажи билетов.
НИКИФОРОВ. Вы верно подметили, что в столице времени на приобретение билета затрачивается существенно меньше, чем в ряде других городов, поскольку в Москве создана довольно-таки широкая сеть билетных касс. Все операции, связанные с распределением мест, продажей билетов и возвратом их, почти полностью автоматизированы. Это стало возможным в результате внедрения автоматической системы "Экспресс-2". В настоящее время действует 5 центров АСУ "Экспресс-2" (на Московской, Октябрьской, Юго-Западной, Свердловской и Южной ж/д). Там же, где вы брали обратный билет, эта система еще не внедрена и работа билетных кассиров организована по-старому. Отсюда издержки в обслуживании пассажиров и жалобы.
В 12-й пятилетке планируется создать еще 10 центров АСУ "Экспресс-2" (на Северо-Кавказской, Одесской, Приднепровской, Прибалтийской и других ж д). Это позволит автоматизировать операции, связанные с продажей билетов, облегчит создание единой системы и подключение к ней всех железных дорог. А пока, чтобы облегчить приобретение билетов в летний период, открываем дополнительно около 1,5 тыс. билетных касс.
Мы не скрываем того, что в системе МПС порой встречаются недобросовестные люди. Используя недостатки в нашей ревизорской деятельности, они утаивают наличие свободных мест в вагоне и затем небескорыстно провозят "зайцев". Комплекс мер по борьбе с таким явлением мы разработали и будем неукоснительно проводить его в жизнь.
КОРР. И последний вопрос. Борис Данилович, он касается обслуживания пассажиров...
НИКИФОРОВ. Не продолжайте. Сразу замечу: здесь у нас немало нерешенных проблем. В предыдущие пятилетки мы много внимания уделили обустройству вокзалов. Каждое пятилетие МПС реконструировало и вводило в строй до 300 вокзалов. В 12-й пятилетке намечается построить и расширить 370 вокзалов. Так что с этой проблемой мы в общем-то справляемся.
Значительно труднее решается вопрос укрепления материально-технической базы пассажирского хозяйства. Средства на это выделяются немалые. Достаточно сказать, что в 12-й пятилетке на эти цели нам отпущено около 350 млн. рублей, что значительно больше, чем в 11-й. Нам надо их освоить, т. е. реконструировать вокзальное хозяйство, оснастить станции и вокзалы современной мебелью, построить пункты стоянки туристско-экскурсионных поездов, такие, как в Киеве, Минске, Новгороде.
Необходимо увеличить парк пассажирских вагонов с тем, чтобы полностью удовлетворить потребности населения по категориям мест (купейных и мягких). Затянулся вопрос передачи вагонов-ресторанов и предприятий приперронной торговли в введение МПС. Решение надо ускорить. Все это не так просто сделать. Но мы начали перестраивать нашу работу.
Я считаю, что сделан очень важный шаг: разработаны новые принципы организационного и хозяйственного управления пассажирскими перевозками. Все вопросы по обслуживанию пассажиров, в том числе и организация их питания, сосредоточены в одном центре управления как в МПС, так и на местах. Это будет способствовать оперативному обеспечению качественного обслуживания пассажиров.
Смотрите также:
- НАУКА - ЭКОНОМИКА - ПРОГРЕСС. Как решаются проблемы железнодорожного транспорта →
- ТЕМУ ПОДСКАЗАЛ ЧИТАТЕЛЬ. РЕЗЕРВЫ СТАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ →
- НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ. Рентабельность стальных магистралей →