ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ. Колхозный рынок

   
   

В читательской почте "АиФ" много писем, о колхозных рынках. Авторы одних с возмущением пишут о "бешеных" рыночных ценах и "частниках", других - считают необходимым расширить и разнообразить формы торговли на рынках.

Предлагаем вашему вниманию статью заместителя директора Института экономики кооперативной торговли Центросоюза доктора экономических наук Д. З. КОРОВЯКОВСКОГО.

Пройдитесь по рынкам крупных городов - чего вы там только не увидите! Ряды полны самых разных продуктов: овощей, зелени, фруктов, орехов, грибов, мяса, цветов, семян... Как говорится, бери - не хочу.

Широкий ассортимент плюс высокое качество продуктов - именно это порой заставляет горожанина идти за продуктами не в магазин, а на рынок. Подтвердим сказанное цифрами.

* Только в 1984 г. на колхозных рынках страны было продано 1229 тыс. т хлебных продуктов (зерновых, муки, круп), 4567 тыс. т картофеля, 1575 тыс. т овощей, 451 тыс. г мясопродуктов, 612 тыс. т молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко), 1145 млн. штук яиц.

* Оборот продажи сельскохозяйственных продуктов на рынке в расчете на каждого городского жителя составил: в 1940 г. - 46 руб., в 1960 г. - 34,3 руб., в 1970 г. - 30,9 руб., в 1980 г. - 50,3 руб., в 1984 г. - 47,9 руб. (в сопоставимых ценах).

Из приведенных данных видно, что на протяжении десятилетий рынок упорно "держит" городского покупателя. Впрочем, ясно, что чем масштабнее была бы государственная и кооперативная торговля, тем меньше населения питалось бы с колхозного рынка.

* Доля колхозного рынка в продаже продовольственных товаров по сопоставимому их кругу составила в одинаковых для всех форм торговли ценах 4,5%. Немного? Но посмотрите, сколько человек может прокормить колхозный рынок страны: картофеля достаточно для 41,5 млн. человек, или 23,4% городского населения, овощей - для 15,3 млн. человек (8,5%), мясопродуктов - для 7,5 млн. (4,2%), молока и молочных продуктов - почти для 2 млн. (1,05%), яиц - для 4,5 млн. человек (2,5%). Так что надо признать: без рыночных продуктов стол многих горожан был бы беднее и скучнее. "Но кошелек - полнее", - добавит скептически настроенный читатель.

ЧТО И ПОЧЕМ

Насколько же рыночные цены согласуются с государственными розничными? Доля колхозного рынка в продаже продовольствия в фактических ценах реализации составила 9,9% (а в одинаковых для всех форм торговли ценах 4,5%). Это говорит о том, что цены колхозного рынка в среднем в два с лишним раза выше цен государственной торговли. Но это в среднем, а нередко они еще выше.

Впрочем, здесь необходимо существенное добавление. Сравнение цен колхозного рынка с государственными розничными не совсем точно, так как государственные цены на многие виды продовольствия установлены значительно ниже их себестоимости, т. е. общественно необходимых затрат. Остальное - государственная дотация.

Рыночные цены на говядину нынешней зимой в 20 из 240 обследованных городов не превышали 3,5 руб., в 88 городах - 4 руб., в 51 городе - 5 руб. и в 44-были свыше 5 руб. Словом, в 81,7% указанного числа городов цена говядины на колхозных рынках была выше по сравнению с государственной розничной ценой примерно в 1,8 - 2,5 раза. Но против фактических затрат государства на 1 кг говядины во многих из них была значительно ниже или немного их превышала*.

Обследование поставило на повестку дня и такой несколько неожиданный вопрос: почему в некоторых городах и промышленных центрах, "где государственная и кооперативная торговля вполне нормально обеспечивает население мясомолочными продуктами, овощами и т. п., цены на колхозном рынке значительно выше плановых розничных? Например, на рынках Москвы цены на мясо примерно в 3,5 раза выше государственной розничной цены. Причем они значительно превышают аналогичную цену в тех местах, где снабжение поставлено не так четко, как в столице. Причина такой высокой цены здесь кроется уже не в себестоимости, а в более высоком качестве продукции колхозного рынка. Как говорится, есть спрос - есть и предложение.

КАК "СБИТЬ" ЦЕНЫ

Некоторые читатели предлагают в качестве борьбы с высокими ценами на рынке ограничить продажу продуктов на рынке или даже сократить их число. Но, наверное, не надо быть экономистом, чтобы прийти к такому выводу: снижение объемов продажи товаров на рынках стихийно сопровождается повышением цен на рыночные продукты. И наоборот. Только успешное развитие сельскохозяйственного производства, в том числе и личного подсобного хозяйства населения, позволит улучшить снабжение продовольственными товарами. А это в свою очередь явится экономическим рычагом стабилизации цен на колхозных рынках.

Таким образом, повышение роли колхозов и совхозов в торговле на рынке - насущная необходимость. Ведь каждая тонна сельскохозяйственной продукции, реализованной на рынке, выполняет две функции: удовлетворяет потребности населения и непосредственно воздействует на рыночные цены, снижая их.

Можно ли регулировать цены на рынке, устанавливать им предел? Можно и необходимо. Но ни приказами, ни тем более призывами здесь делу не поможешь. Торговать в ущерб себе ни один колхозник, ни один владелец личного подсобного хозяйства не станет. Рассчитывать на это наивно. "Репрессивные" меры могут только отвратить население от дальнейшего расширения производства продуктов питания, что еще более поднимет цены на рынке.

Здесь есть весьма существенная тонкость: честные владельцы сельхозпродукции не стремятся удержать "на максимуме" цены на свои товары, не гонятся за барышом. Им важнее произвести продукты для себя, своей семьи и все излишки полностью и быстрее реализовать. Жизнь показывает, что рыночные цены "взвинчивают" в основном перекупщики, т. е. спекулянты, для того чтобы сорвать себе куш покрупнее.

И вот по отношению к ним должны применяться самые строгие меры. Реализация постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами", Указа Президиума Верховного Совета СССР поставит прочные барьеры незаконному обогащению спекулянтов, воров, всевозможных деляг за счет государства и народа. Избавиться от перекупщиков можно и путем налаживания деловых связей владельцев продуктов питания с государственными организациями. Такое сотрудничество должно быть взаимовыгодным. Например, в обмен на сдачу сельхозпродуктов можно предлагать дефицитные товары, услуги. В некоторых городах создаются бюро торговых услуг, которые приобретают и реализуют на рынке доставляемую населением продукцию. Эта услуга удобна и выгодна как продавцу (он экономит время, силы для выращивания нового урожая), так и покупателю, так как сельхозпродукты он может приобрести по более низкой (чем действующие на рынке) цене.

Рыночная цена поддается регулированию и тогда, когда в полную меру возможностей работает потребительская кооперация.

ОПЫТ ОМСКА

В Омской области потребкооперации предоставлено монопольное право на закупки сельскохозяйственных продуктов личных подсобных хозяйств.

В 1985 г. обследованы все (222 тыс.) сельские подворья, определена их товарность, заключено около 145 тыс. договоров, из них 80 тыс. - на реализацию животноводческих продуктов. Продажа молодняка скота, комбикормов, ядохимикатов, удобрений, сельскохозяйственного инвентаря - таков далеко не полный перечень услуг, оказываемых кооперативными организациями личным хозяйствам, а также садово-огородническим товариществам. В числе экономических рычагов - встречная торговля товарами повышенного спроса.

Сейчас в области потребление мяса и мясопродуктов достигло 73 кг на душу населения (напомним, что согласно Продовольственной программе предусмотрено на 1990 г. - 70 кг). Около половины общей продажи сельскохозяйственных продуктов на колхозных рынках областного центра приходится на долю потребительской кооперации. В горкоопторгах цены на мясо ниже рыночных на 15-20%, птицу -на 35%, мед - на 10%, картофель - на 60%, овощи и фрукты - на 35%. Так, в декабре 1985 г. 1 кг говядины омичу на рынке обходился в 3 руб. 50 коп., а в кооперативной торговле - 3 руб. Следует отметить и то, что цены на омском рынке значительно ниже, чем в соседних сибирских городах.

Надо полагать, что дальнейшее совершенствование экономического механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе страны будет стимулировать увеличение производства сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и личных подсобных хозяйствах граждан. А расширение продажи продовольственных товаров в государственной и кооперативной торговле окажет влияние и на колхозный рынок.

* * *

В 2 раза возрастет к 1990 г. продажа продуктов 9 кооперативных магазинах страны.

* * *

8,5 млрд. руб. - против 5,2 млрд. руб. в 1975 г. - составил в 1984 г. оборот по продаже сельхозпродукции на колхозном внедеревенском рынке.

-------

* Реальные затраты государства на производство и реализацию 1 кг сливочного масла составляют 8 руб. 18 кол. (средняя розничная цена составила в действительности 3 руб. 38 коп.), говядины - соответственно 4 руб. 75 коп. и 1 руб. 77 коп., 1 л молока - 42 коп, и 24 коп.

Смотрите также: