С каждым годом все больше советских людей бывают за рубежом. За 1976-1984 гг. в разных странах побывали 36 млн. советских туристов, а также немало ученых, артистов, моряков, спортсменов.
Мы публикуем два материала, в которых советские люди рассказывают о пребывании в капиталистических странах.
Какими я увидел нью-йоркские улицы
Недавно советский грузовой теплоход "Даугавпилс" возвратился из рейса в США. Своими впечатлениями о пребывании в Нью-Йорке поделился в газете "Советская Латвия" механик этого судна И. РОМАНОВ.
...Вечером и всю ночь напролет горят и переливаются разноцветными огнями тысячи всевозможных световых реклам. Для нас непривычно: "вспыхивают" брошки, запонки, приколки, сумки, выполненные в форме... атомной бомбы. У нас краснощекая, добродушная матрешка, а тут: хотите запонки? - к вашим услугам маленькие атомные бомбочки.
На одной из улиц мы увидели демонстрацию. Люди несли плакаты, на которых было написано: "Долой ядерное оружие!", "Прекратить гонку вооружений!", "Работы и хлеба!" На площади состоялся митинг.
Полиция не дремала. Под предлогом, что собравшиеся мешают движению и нарушают общественный порядок, полицейские пытались их разогнать. Но безуспешно: демонстранты, оберегая ораторов, сомкнулись в тесное кольцо.
На улице Кэнэл-стрит мы увидели десятки безработных. Одни предлагали свои услуги в качестве гидов, другие упрашивали купить шляпу или пиджак.
...Зашли в большой универсальный магазин. В детском отделе увидели странное зрелище. На одном из диванчиков сидело несколько детей от пяти до двенадцати лет. Девочка лет шести-семи стояла у кресла, и продавщица ловко примеряла ей всевозможные платьица. Она вертела девочку, словно куклу.
Неподалеку сидел в кресле покупатель. Время от времени он бросал отрывистые фразы, и продавщица, послушно улыбаясь, меняла на девочке платья. Наконец, клиент, оставив свой адрес, ушел.
Мы спросили:
- Что делают здесь эти дети?
Девушка удивленно захлопала ресницами, но все же сказала:
- Богатые люди не желают приводить в магазин своих детей. Поэтому маленьких натурщиков мы берем из несостоятельных семей.
- Но ведь это жестоко!
- Возможно, возможно... - вздохнула девушка и простодушно добавила: - Думаете, этим детям легко было попасть сюда на работу? У нас такой конкурс... Так что им, считайте, повезло.
...В книжном магазине рассматриваю небольшой томик "Бездомные люди Нью-Йорка". Листаю страницы с текстом и снимками так называемых "бэг-леди". Они скитаются по Нью- Йорку с мешками на спине, носят в них свои пожитки.
В книжке много фотографий: "бэг-леди" спят на газетных листах у вентиляционных решеток, переодеваются прямо на улице, стоят в очереди за тарелкой супа. Многие из них еще далеко не стары, но найти работу не могут.
* * *
В парижском шапито
В начале этого года группа молодых советских артистов, недавних выпускников Государственного училища циркового и эстрадного искусства, участвовала в Париже в IX международном конкурсе-фестивале "Цирк завтрашнего дня".
Золотые медали завоевали: жонглер В. Царьков и эквилибрист В. Расшивкин; серебряные - клоунская пара Ю. Соколов и В. Александров. Бронзовой награды удостоена артистка Т. Пузанова.
Журналист В. ФЕДОРОВА беседует с победителями и призерами.
КОРР. В чем, на ваш взгляд, отличие советской цирковой школы от западной?
АЛЕКСАНДРОВ. Как это ни покажется странным, но цирковые училища есть далеко не во всех капиталистических странах. Будущие артисты воспитываются, обучаются непосредственно в труппе. Кстати, точно такая же система подготовки артистов цирка была до революции и в России. Тогда по аналогии с теперешней ситуацией на Западе ученик -это прежде всего мальчик на побегушках.
Жестокая муштра, забота о прибыли, а не об актере - вот, что, пожалуй, лежит в основе такого "обучения". Без ложной скромности хочу сказать - наши выступления отличались именно школой, т. е. системой обучения и воспитания, которая предполагает и профессиональное мастерство, и создание целостного художественного образа. И не случайно к нам подходили молодые артисты из Англии, Швеции, спрашивали, как поступить в наше училище.
И еще вот что бросилось в глаза. В парижском шапито А. Грюсса, где проходил конкурс, был прекрасный оркестр. Но музыканты работали по контракту, годами не имея постоянной работы. Ни в московском, ни в ином цирке страны такого быть не может.
КОРР. Многие советские цирковые артисты, с которыми мне доводилось беседовать после гастролей на Западе, неизменно отмечали специфичность условий для выступлений. А что подметили вы?
ПУЗАНОВА. В парижском шапито были хорошие осветительные приборы, техника и... земляной пол. А я в номере делаю несколько акробатических прыжков. Немного опасалась отбить себе ноги. К счастью, все обошлось благополучно. Но больше всего поразило отсутствие какой- либо страховки. Позже узнали, что если пользуешься страховочными средствами, то твой номер заранее обречен на провал. Отсутствие страховки, постоянная опасность, которой подвергается здоровье и жизнь артиста, ненужный риск воспринимаются во Франции как само собой разумеющееся.
КОРР. В программе фестиваля значатся и выступления юных акробатов из ряда западных стран.
СОКОЛОВ. Участники конкурса поразили мастерством. Но когда видишь, как восьмилетний мальчик идет без страховки по наклонному канату под куполом, думаешь только об одном - скорее бы это выступление благополучно завершилось. Дети в такой ситуации вызывают только жалость. В конечном счете не выдержало даже жюри и запретило подобные выступления.
КОРР. Расскажите об атмосфере конкурса.
АЛЕКСАНДРОВ. В целом она была добрая, творческая, языковой барьер не мешал проявлению искренних симпатий. Но тем не менее один эпизод поразил меня и моих товарищей. Клоун из Швейцарии подготовил репризу, которую в свое время исполнял замечательный советский артист Л. Енгибаров. Помните: клоун выходит на манеж и начинает прыгать через скакалку. Но так как он "мешает работать" и не дает выйти артистам на манеж, то инспектор манежа забирает у него скакалку. Но непослушный клоун твердо решил прыгать и приспосабливает вместо скакалки самые невероятные детали одежды - пиджак, шнурки. И все это у него отбирают... Такая забавная шутка своенравного клоуна-озорника. У швейцарского клоуна все эти импровизированные скакалки отбирал некто со зверской физиономией (резиновая маска на лице, которая была белая, потом багровая от злости), а на голове у этого злодея была фуражка... с красной звездой и с пистолетом. Номер шел под музыку "Калинки"... Комментарии, как говорится, излишни Но публика на номер этот реагировала холодно и недоуменно, а жюри сразу отвергло это "произведение". Мы же получили наглядный урок грубой антисоветской пропаганды.
Смотрите также:
- Жанна Фриске: Могу побороть любой страх →
- ПУГАЧЕВА пустилась по ночным клубам →
- Жизнь за кулисами цирка →