КУРСОМ XXVII СЪЕЗДА КПСС. Самоуправление

   
   

НАРОД, не знающий над собой иной власти, кроме власти собственного объединения, - эта идея основоположников марксистско-ленинского учения обретает все большую реальность в практике советской демократии, социалистического самоуправления народа. Свое новое подтверждение и развитие она получила в решениях XXVII съезда КПСС, принятых им документах.

Съезд подчеркнул, что без создания условий для повседневного активного и действенного участия всех трудящихся, их коллективов и организаций в решении вопросов государственной и общественной жизни мы не сможем успешно идти вперед, решить грандиозные задачи планомерного и всестороннего совершенствования социализма, дальнейшего продвижения советского общества к коммунизму на основе ускорения социально-экономического развития страны. Положение о социалистическом самоуправлении народа, включенное в новую редакцию Программы КПСС, привлекло внимание не только советской общественности, но и зарубежной. Буржуазные пропагандисты выдумывают разные небылицы, противопоставляют социалистическое самоуправление Советскому государству, которое якобы препятствует развитию демократии. Подобные суждения не соответствуют действительности. Разберемся почему.

ГЛАВНОЕ ЗВЕНО - СОВЕТЫ

Социалистическое самоуправление народа в нашем понимании не имеет, конечно, ничего общего с его анархо- синдикалистским вариантом, как пытаются это представить "советологи". Партия уже давно осудила и отвергла как ошибочные идеи отстранения государства от руководства экономикой, так и попытки троцкистов "огосударствить" профсоюзы и другие формы общественной самодеятельности трудящихся. Мы за такое самоуправление народа, которое зиждется на общественной собственности, сочетает в себе государственные, коллективные и личные интересы. Именно такое самоуправление является важнейшим условием в решении сложных задач, которые стоят перед нашей страной.

"Если мы не справимся с их решением, - подчеркнул М. С. Горбачев, отвечая на вопросы газеты "Юманите", - то обесценим все, чего ценой огромных усилий добились в прошлом, и осложним свое будущее. И, возможно, самое трудное, но самое необходимое для каждого советского коммуниста, для всей партии состоит в том, чтобы до конца, в полной мере понять, почувствовать вызов, который бросает эпоха, и достойно на него ответить... Суть его в том, что потребности развития производительных сил, потребности народа, потребности людей ставят в повестку дня вопрос об очень серьезной перестройке и совершенствовании многих сторон производственных отношений, методов хозяйствования, приемов, форм, стиля партийного и государственного руководства, то есть политики. Речь идет и о вовлечении в решение общественных дел все более широких слоев народа, о мобилизации его творческих способностей и опыта на решение усложняющихся задач, то есть о дальнейшем развитии, обогащении нашей социалистической демократии".

Главным звеном социалистического самоуправления трудящихся являются Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Именно через своих представителей в Советах народ реализует принадлежащую ему власть.

Местные Советы, например, ведают многими вопросами государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства на своих территориях. Как полноправный хозяин города, района или села, каждый Совет осуществляет здесь контроль за исполнением законов и охраной окружающей среды, распоряжается землей, организует работу школ и других учебных заведений, обеспечивает бесплатное медицинское обслуживание населения, своевременное назначение и выплату государственных пенсий, руководит охраной общественного порядка, государственной и личной собственности.

Конечно, в работе наших представительных органов еще немало недостатков. Однако факты подтверждают: роль Советов как полновластных органов воли всего народа, всеохватывающей организации трудящихся неуклонно растет.

Депутатский корпус Советов ныне - это свыше 2,3 млн. человек. Избранники народа, облеченные большими правами, представляют могучую силу, способную реально влиять на работу всего аппарата государственного и хозяйственного управления. Важно только, чтобы эта сила использовалась в полной мере! Сегодня для ее активизации можно и нужно делать больше. Ведь порой, обладая большими правами юридически, депутаты оказываются словно бы бесправными. К их голосу не всегда прислушиваются, низка еще и эффективность депутатских запросов. Как писала "Литературная газета о 26 апреля 1986 г. в статье "Что может депутат, и чего не может", шестой год депутаты Псковского горсовета добиваются строительства нового роддома, а дело не движется. "Не получается ли у нас иногда так, - заключает газета, - что депутаты оказываются при исполкоме, а не аппарат исполкома - при депутатах?"

Действенной формой утверждения начал самоуправления народа выступают в нашей страна профсоюзы, комсомол, кооперация, добровольные общества. Они охватывают почт вес взрослое население стропы, значительную часть подрастающего поколения.

Только выборный актив общественных организации составляют ныне миллионы граждан. Так, в выборных органах профсоюзов насчитывается 15 млн. человек, на выборной комсомольской работе занято 9,5 млн. человек.

Но не только массовость определяет их роль и значение в жизни общества. Согласно Конституции СССР эти организации участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

Для выполнения профсоюзами своих защитных задач Советское государство наделило их необходимыми правами и полномочиями. Законодательство о труде, в частности, предусматривает, что по требованию профсоюзного органа администрация обязана расторгнуть трудовой договор с руководящим работником или сместить его с занимаемой должности, если он, нарушает законодательство о труде, не выполняет обязательств по коллективному договору, проявляет бюрократизм, допускает волокиту.

Существенную роль в развитии социалистического самоуправления играет массовый народный контроль. Органы народного контроля образуются всеми Советами народных депутатов - от Верховных до поселковых и сельских, а также избираются непосредственно гражданами на предприятиях, в колхозах, в учреждениях и организациях. Работу трудящихся в этих органах контроля партия рассматривает как важную форму развития их политической зрелости и активности в защите народных интересов, воспитания государственного подхода к делу, хозяйского отношения к народному достоянию.

Развитию самоуправления способствуют и формы непосредственной демократии. Это участие трудящихся в выборах и всенародных обсуждениях, привлечение граждан страны к выработке и принятию важных государственных решений. Вспомним: в обсуждении проекта Закона о трудовых коллективах участвовали 110 млн. человек. Ярким примером подлинно всенародного, глубоко заинтересованного отношения к определению перспектив развития нашего общества, формированию текущих и более отдаленных планов явилось обсуждение предсъездовских документов.

Самоуправление народа в нашей стране проявляется также в бригадной форме организации и стимулирования труда. Сегодня в стране только в промышленности насчитывается свыше 1,5 млн. бригад. Развитием и деятельностью новых трудовых ячеек управляют сами трудящиеся, образуя советы бригады, советы бригадиров. Это и есть демократия в действии, в повседневной! управлении, причем на стержневом направлении - в экономике.

ЗА АКТИВНОСТЬ КАЖДОГО

Неоспоримые факты свидетельствуют: в нашей стране накоплен немалый опыт непосредственного участия трудящихся в управлении делами государства и общества. Однако на этом пути у нас еще немало недостатков и проблем. Среди них - с одной стороны, неумение пользоваться своими правами, с другой - нечеткое представление о своих обязанностях. Недостает и активности в борьбе с разными формами бюрократизма, любителями противопоставлять корыстное "мое" общественному "нашему", с теми, кто стремится к привилегиям и власти, с чиновничьим снобизмом, который Ленин называл "комчванством", и т. д.

В последние годы был предпринят целый комплекс мер по активизации Советов, профсоюзов, комсомола, трудовых коллективов, народного контроля, по усилению гласности в работе органов управления. Но, оценивая сделанное не мерками вчерашнего дня, а масштабом и сложностью новых задач, партия указала на необходимость дальнейшего развития социалистического самоуправления народа.

Как отмечается в документах XXVII съезда КПСС, партия будет неуклонно проводить линию на демократизацию управления, процесса выработки и принятия государственных решений, обеспечивающую выбор их оптимальных вариантов, учет и сопоставление различных мнений, предложений, вносимых собраниями трудовых коллективов, а также гражданами по месту жительства.

Наиболее важные законопроекты и решения будут выноситься на всенародное обсуждение и голосование. Расширится круг вопросов, решения по которым могут приниматься только после обсуждения в трудовых коллективах, в постоянных комиссиях Советов, в профсоюзных, комсомольских и других общественных организациях.

Предстоит и дальше совершенствовать систему обобщения и реализации наказов избирателей, заявлений и предложений граждан, изучения общественного мнения, повышать информированность населения о принятых решениях и результатах их выполнения.

Усилия партии направляются на то, чтобы каждый трудовой коллектив становился действенной социальной ячейкой социалистического самоуправления народа.

Один из важнейших резервов развития самоуправления - искоренение бюрократизма и парадности, заорганизованности и бумаготворчества, то есть таких явлений, когда за показными мероприятиями упускается суть дела. Важную роль тут призвана сыграть гласность в работе.

Социалистическое самоуправление народа, как видим, следует рассматривать в конкретной динамике: и как все более утверждающуюся действительность, и как перспективу его всестороннего совершенствования, которая входит в нашу жизнь уже сегодня. Нам нужен новый качественный уровень активности каждого взрослого гражданина.

Г. ДЕНИСОВ, кандидат юридических наук.

Смотрите также: