Примерное время чтения: 4 минуты
229

ОРИЕНТИР. ДЕМОКРАТИЯ И ЛИЧНОСТЬ

Демократия... Права человека... Нет, пожалуй, слов, которые бы чаще, чем эти, сегодня на все лады "перепевались" буржуазными пропагандистами. Действуя по принципу "у кого что болит, тот о том и говорит", они до небес превозносят права и свободы человека в странах капитала, пытаясь при этом опровергнуть демократизм нашего социалистического общества, широту прав и свобод советских людей.

Наши идейные противники пытаются умалить тот факт, что Конституцией СССР закреплены такие неопровержимые реальности советского образа жизни, как право на труд и на вознаграждение за него, забота общества о человеке от его рождения до глубокой старости, широкий доступ к духовной культуре, уважение к достоинству и правам личности, неуклонное расширение участия трудящихся в управлении делами производства, общества, государства.

Разглагольствуя о "правах человека", пропагандисты Запада тем не менее не любят сравнивать Основной Закон СССР и, например, Конституцию США. Это и понятно: многие пропагандистские уловки при таком сравнении теряют смысл.

Главным отличием советской и американской конституций является их трактовка экономической базы демократии - отношения к собственности. Если Конституция СССР закрепляет принцип общественной собственности на средства производства, то в Конституции США, напротив, провозглашается право владения и распоряжения всеми видами частной собственности.

Отношение к собственности определяет различие подходов двух конституций к правовому и фактическому положению личности в обществе. Оно дает основание говорить о социальной ограниченности американской конституции, в которой фактически содержится лишь одно социально-экономическое право - право владения собственностью.

В отличие от Конституции СССР Конституция США не знает таких важнейших для человека прав, как право на труд, на отдых, на бесплатное образование и медицинское обслуживание, на социальное обеспечение, на жилище.

При оценке сущности любой конституции главным, как известно, является то, каковы объективные гарантии претворения в жизнь провозглашенных прав и свобод. Весь исторический опыт свидетельствует о том, что конституции буржуазных государств таких гарантий не дают. А если и есть в этом исключения, то это результат постоянной и продолжительной борьбы трудящихся против капиталистов за улучшение условий своего существования.

Так, население США знает только один вид гарантий осуществления своих прав и свобод - судебные гарантии.

Принципиально иной подход к правовому положению личности характерен для Конституции СССР. Она не только закрепляет практически все политические и личные свободы, имеющиеся в основном законе США, но и содержит целый ряд других прав, обойденных законодательством Соединенных Штатов. Среди них такие важнейшие политические права, как право на участие в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов негосударственного и местного значения, право вносить в государственные органы предложения об улучшении их деятельности. Закреплены в ней и такие основополагающие демократические принципы, как равенство всех граждан перед законом, предоставление женщинам равных прав с мужчинами во всех областях деятельности, равноправие всех национальностей и рас.

Особенно важно то, что, провозглашая широкий спектр и объем прав и свобод человека. Конституция СССР одновременно устанавливает и широкий круг гарантий их реального осуществления, которые обеспечиваются экономическими, политическими, правовыми и другими средствами. Например, право на труд, согласно статье 40 Конституции СССР, "обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сит, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства".

Многочисленны записанные в Конституции СССР и судебные гарантии реализации прав населения.

Понятно, что отношения государства и личности в нашей стране еще не достигли идеала. По мере развития социалистического общества наполняются новым, более глубоким содержанием права и свободы советских граждан. О некоторых из них идет речь в этом номере.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно