В "АиФ" N 21 было опубликовано интервью с заместителем председателя Госкомцен СССР Ю. В. Жуковым о механизме образования розничных цен. Как показала обширная почта, особенно возросшая в связи с изменением с 1 августа 1986 г. цен на ряд товаров, читателей интересуют многие вопросы, связанные с состоянием дел в сфере розничных цен.
Наш корреспондент Н. Желнорова продолжила интервью с Ю. В. ЖУКОВЫМ, задав ему наиболее характерные вопросы читателей.
КОРР. Товарищ Смирнов из Полтавы спрашивает: "Не лучше ли снижать цены на товары, чем увеличивать зарплату населению?"
ЖУКОВ. Как известно, рост реальных доходов может быть обеспечен или путем увеличения денежных доходов (заработной платы, пенсии, пособий) или путем снижения розничных цен. Поэтому вопрос стоит так: что же более оправданно в каждый данный период - снижение розничных цен или повышение зарплаты?
Практика ежегодного снижения цен у нас была. С "1948 по 1954 год происходило ежегодное снижение цен на товары, но при этом практически не увеличивалась зарплата. Когда в 1947 году была отменена карточная система и проведена денежная реформа, цены стали втрое выше тех, которые были в 1940 году, в канун войны. И это понятно: не хватало товаров, продуктов, рабочих рук для их производства.
И вот постепенно, по мере укрепления народного хозяйства, началось снижение этих повышенных цен. В результате к 1955 году они оказались в 2,3 раза ниже цен 1947 года, приблизившись к довоенному уровню.
Снижение розничных цен сказывалось на повышении уровня жизни всего населения. При этом, однако, не решалась проблема упорядочения заработной платы работников разных отраслей и регионов; оставались значительно более низкими доходы колхозников, еще низки были и пенсии.
Для совершенствования оплаты труда требовалось повышать зарплату отдельных категорий трудящихся. Надо, скажем, рабочую силу привлечь на освоение целины, Сибири, Севера - здесь в первую очередь и повышалась зарплата. Снижение цен не могло решить эту задачу. Словом, у каждого из этих рычагов повышения уровня жизни есть свои сферы.
В последние годы основной формой роста реальных доходов населения является повышение зарплаты, а также пенсий и пособий. При их росте возрастает и спрос на многие товары, и тогда для снижения цен на них уже нет ни финансовых, ни товарных ресурсов.
Но некоторые проблемы нельзя решить повышением заработков. Если производство какой- то товарной группы увеличено, то она может залежаться на складах и при росте доходов населения. Увеличить спрос на эту продукцию можно лишь путем снижения цен.
КОРР. Были ли допущены в последние годы ошибки в ценообразовании?
ЖУКОВ. Считаю, что да. Прежде всего это некоторые необоснованные размеры повышения цен и замедленное реагирование на изменения конъюнктуры рынка при его насыщении товарами. Это следствие того, что не планируется изменение розничных цен в государственном плане и бюджете и не предусматриваются в них суммы для снижения цен на товары, реализация которых замедляется.
КОРР. Какие задачи ставились при нынешнем изменении цен?
ЖУКОВ. Задач здесь несколько.
Первая. Это продолжение неуклонной борьбы с пьянством и алкоголизмом, стремление к трезвому образу жизни. Оно идет и по линии уменьшения объемов производства и реализации спиртных напитков, и по линии повышения цен на них. Мы считаем, что основная масса народа поддержит нас.
Вторая. Ради повышения жизненного уровня населения предусмотрено снижение цен.
В первую очередь оно благоприятно коснется семей с большим количеством детей, потому как существенно- на 20-30% - снижены цены на многие детские товары. Кстати, это уже второе снижение за последние два года. В этот раз снижению цен на детские товары отведена сумма вдвое большая, чем в 1984 году.
Что стало дешевле? Детская одежда из шерстяных тканей (она полезнее, чем из синтетических), школьная и пионерская форма, трикотаж, кое-что из обуви, колготки, отдельные виды ученических портфелей.
Вот несколько конкретных примеров. Если раньше шерстяная школьная форма Для мальчиков стоила 28 руб., то теперь - 22 руб., а для девочек 24 руб. вместо 30.
Стали дешевле чисто шерстяные джемперы 44-46 размеров: цена на них снизилась с 30 до 21 руб. И кроличью шапку теперь можно купить за 19 рублей, а не за 24. Школьный ранец отечественного производства будет стоить на 2 руб. дешевле.
Почти на треть дешевле станут многие виды одежды для подростков: верхний трикотаж 44-46-го размеров, шубы из искусственного меха.
Снижаются цены на одежду из искусственного меха отечественного производства для взрослых, на обувь с подошвой из полиуретана.
К примеру, пальто из искусственного меха, стоившее 238 рублей, теперь обойдется покупателю в 180 рублей.
Понижаются цены на отдельные виды отечественных и импортных сердечно-сосудистых препаратов и антибиотиков.
Дешевле, а значит, намного доступнее станут некоторые товары культурно-бытового и хозяйственного назначения: отдельные виды часов, фото- и киноаппаратуры, мотоциклов.
Как мы уже не раз практиковали, снижаются цены на товары, выпущенные промышленностью в больших объемах и из-за довольно высоких цен на них труднореализуемые. Теперь цены на ковры, хрусталь, отдельные виды товаров из меха, столовые приборы значительно снижаются.
КОРР. Мы гордимся тем, что государство осуществляет огромную дотацию на жилье, продукты питания, и в частности на мясо. А надо ли это делать?
ЖУКОВ. Вопрос этот крайне сложен. С одной стороны, при нынешних ценах каждый килограмм сверхплановой заготовки мяса, чему мы радуемся, требует изыскания дополнительных финансовых ресурсов. Так что экономически такая постановка вопроса оправданна. Кроме того, приближение цен к себестоимости позволило бы более точно в ценах отразить и затраты.
С другой стороны, социальная значимость этой продукции, которая затрагивает интересы всех трудящихся, и, что очень важно, масштабность дотации (40-50 млрд. руб. при товарообороте 342 млрд. руб.) делают эту проблему трудноразрешимой. Ведь необходимо будет найти способ справедливой компенсации повышения цен всему населению. А это не просто, если учесть хотя бы тот факт, что потребление мяса по регионам значительно различается.
А в отношении жилья, на мой взгляд, нужна дифференцированная его оплата, зависящая от категории дома, его комфортности, этажности, района, даже, если хотите, от того, на какую сторону выходят окна.
КОРР. Пишет москвичка: "Прочитала интервью в "АиФ" N 21 и поняла, что все будет дорожать и дорожать. То в связи с новой технологией, то с применением новых материалов и т. д. А на мой взгляд, новая технология должна производить товары лучшего качества и по более дешевой цене".
ЖУКОВ. Никакая технология, которая приводит к повышению затрат - без повышения качества товара, - при установлении цен не признается. Цены на новые товары утверждаются на основе цен на аналогичные изделия, с учетом отличий в качестве. Если они, конечно, появились. А если новое изделие, пусть и выпущенное по новой технологии, уступает по качеству старому, то и цена его будет ниже.
Однако производство особо модных товаров нуждается в большой подготовительной работе: изучении спроса, моделировании изделия, переоснащении производства и т. д., в результате чего предприятию бывает невыгодно производить товар по ценам прейскуранта. Для таких случаев существуют договорные цены. Они отражают и затраты, и спрос, т. е. возможности реализации. Общий объем таких товаров в легкой промышленности чуть более 1%, и спрос на них не удовлетворен. Недавно в столичном магазине "Мода" продавались пальто, сшитые по зарубежной лицензии на фабрике "Салют". По прейскуранту их цена 158 рублей, а по договору 200. Они были моментально раскуплены.
С повышением уровня жизни населения выпуск дешевых товаров будет, естественно, уменьшаться. Впрочем, меняется и само понятие "дешевый". При росте реальных доходов человек вместо пары дешевых туфель будет покупать не две таких же, а одну, но лучшего качества, более дорогую.
КОРР. Письмо Е. Бровского из Москвы. "Если бы наша промышленность принадлежала капиталисту, тогда, я понимаю, он "гнал" бы только дорогой, т. е. выгодный ему товар. Но ведь у нас социалистическое производство, никто по своему личному желанию не может "заказывать" исключительно дорогие вещи". Какие же конкретно меры принимаются, чтобы на прилавках был самый разнообразный по ценам товар?
ЖУКОВ. Да, в условиях, когда работа предприятия оценивалась по валовой, товарной или реализованной продукции, т. е. по стоимостным объемам, им было выгодно выпускать более дорогую продукцию, тем более когда планирование велось "от достигнутого".
Теперь же, по новым условиям, предприятия сами будут планировать задания, предусматривая выпуск продукции в розничных ценах на основе заключенных договоров и в натуральном выражении (в ассортименте), а также по прибыли. Будут увеличены объемы выпуска изделий для детей, молодежи и лиц среднего возраста по ценовым группам: недорогих, средних по цене и дорогих.
КОРР. Вот еще вопрос читателя Н. Литвиненко из Днепропетровска: "Когда это раньше брюки (имеются в виду джинсы) стоили 100 руб.?"
ЖУКОВ. Прежде всего следует сказать, что джинсы продаются по разным ценам. Свыше 3 млн. пар выпускается отечественной промышленностью по цене 30 рублей и столько же - из тяжелых отечественных и импортных тканей - по цене 45-60 рублей. По сто рублей продаются только джинсы, закупаемые у известных фирм капиталистических стран. И цена эта была установлена с учетом спроса, так сказать, престижа этих джинсов.
Да, просто для брюк это дорого, практически цена полушерстяного костюма, но нельзя не учитывать, что за такими брюками гонялись десятки тысяч молодых людей, переплачивая спекулянтам в полтора-два с половиной раза. Поэтому была и увеличена их закупка. Если раньше джинсы всеми правдами и неправдами доставали, то теперь они стали продаваться в магазинах.
КОРР. "Для приобретения современных добротных товаров у нас приходится либо много времени тратить в поисках и затем в очередях, либо покупать вещи у спекулянтов, - пишет В. Колесниченко из Харькова. - На Западе обратное положение, предприниматель вынужден охотиться за покупателем. Получается, что соотношение между спросом и предложением складывается не в нашу пользу".
ЖУКОВ. Да, конечно, на Западе при спросе на товар предприниматель не стал бы щадить бюджет населения, он бы думал только о своей выгоде.
Совсем недавно у нас в стране было много дефицитных групп товаров. Наряд из них - не первой необходимости - розничные цены были повышены. Для "увязки" спроса и предложения следовало бы повысить цены и на недостающие изделия первой необходимости. В частности, постельное белье, детскую обувь и др. Но мы не пошли по такому пути, хотя приходилось многое закупать за рубежом, перестраивать производство с дополнительными затратами. В итоге был расширен выпуск и постельного белья, и детской обуви, и других товаров.
Нынче по большинству групп непродовольственных товаров дефицит ликвидирован. Однако еще не хватает отдельных подгрупп и видов товаров. Если раньше торговля просила: "Давай больше", то теперь она уже требует: "Давай лучше".
После XXVII съезда КПСС был принят ряд важных документов, направленных на решение этой проблемы. Сейчас меняется порядок планирования и экономического стимулирования. Резко возрастает значение заказа торговли, который теперь становится основой при составлении плана производства. Исключительно важно изучение спроса покупателей, и не только текущего, но и перспективного. А как раз здесь у нас пробелы. Тем же постельным бельем, хлопчатобумажной тканью сейчас завалены магазины. А покупатель не всегда может найти ситец модного рисунка, однотонные ткани, которые сейчас в моде.
На мой взгляд, сейчас как раз не хватает двух категорий товаров: дорогих и дешевых. Средних - достаточно. Возьмем, к примеру, костюмы, те, что есть постоянно в продаже. На каждый день они дороговаты, а для выходного - не годятся, не "дотянули" качеством.
Возрастает роль экономических стимулов обновления и расширения ассортимента выпускаемых товаров, постоянного приведения их в соответствие со спросом. Для этого используются и ценовые методы.
В связи с этим расширены права предприятий в области ценообразования. Для того чтобы производство новых, модных, пользующихся высоким спросом товаров для взрослых было выгодно предприятиям, им разрешено устанавливать временные надбавки к прейскурантным ценам (с учетом, разумеется, качества товара, новизны, направления моды), которые обеспечивают возмещение производственных затрат и материальную заинтересованность предприятий.
Разрешается продажа особо модных товаров и по договорным ценам. Кстати, по ним можно будет продавать товары, изготовленные с отступлением по качеству и ассортименту. Например, непригодные для промышленного строительства материалы, которые пригодятся при возведении дач. Потери от такого снижения относятся на результаты работы предприятий.
КОРР. "Когда говорят о покупательском спросе, почему-то упор делают на людей, имеющих крупные суммы денег. Но такие и так не пропадут. А ведь больше половины населения живет скромно. Почему не учитывается их интерес?" - спрашивает Н. Литвиненко из Днепропетровска.
ЖУКОВ. Ваша читательница во многом права. В продаже должны быть товары разного (но в целом, конечно, добротного) качества по разной цене. До сих пор эта проблема решалась трудно, и это связано не с какими-то плохими руководителями, а с планированием производства. А для предприятия в плановых показателях проявляется интерес общества. Планируют ему задание в тоннах - оно выпускает, к примеру, тяжелые тазы. Планируют в штуках - пожалуйста, вот вам кружки. Сейчас принято постановление об улучшении планирования, экономического стимулирования и совершенствовании управления производством товаров народного потребления в легкой промышленности.
В плане предусматриваются только главнейшие группы и нельзя устанавливать ассортимент, он согласовывается предприятиями с торговлей. В этом согласовании многое зависит от того, в чем заинтересовано предприятие, т. е. от системы плановых показателей, по которым оценивается его деятельность.
В постановлении по торговле, которую тоже надо заинтересовать в продаже недорогих товаров, предусмотрена материальная ответственность за нарушение установленного ассортимента товаров по ценовым группам.
Смотрите также:
- 45% телевизоров на Кубе - отечественного производства. Кубинец идет за покупками →
- Почему дешевое дорожает, а дорогое дешевеет →
- ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ. Колхозный рынок →