Десятки советских художественных коллективов ежегодно гастролируют в странах Запада, получая высокие отзывы зрителей, прессы. Одним из таких коллективов является ансамбль "Русская песня". Наш корреспондент А. Угланов взял интервью у руководителя ансамбля заслуженной артистки РСФСР Н. БАБКИНОЙ.
КОРР. Надежда Георгиевна! В печати не раз отмечалось, что в нашем "песенном хозяйстве" далеко не все проблемы решены. Скажем, народные песни сейчас постоянно "осовремениваются" эстрадой, мы об этом открыто пишем, что порождает мнение на Западе, будто наше музыкальное искусство не придерживается национальных традиций, что оно носит подражательский, заимствованный характер.
Н. Б. Советская эстрада очень многообразна. Она вмещает в себя множество жанров, не всегда похожих друг на друга. Есть в иен элементы, присущие эстраде всего мира, есть и свои, родные, И это можно сказать о культуре практически любой страны.
Если бы наша музыкальная культура была заимствовала на Западе, то тамошнему зрителю, к примеру, на наших концептах, скорее всего, было бы скучно. Мы же объехали половину земного шара, и еще нигде и никто не сказал о наших выступлениях, что это неинтересно и плохо. Нигде не было, чтобы зрители расходились спокойно и молча. В Греции наш концерт продолжался четыре часа. Мы не могли уйти со сцены - нас не отпускали! А в Испании зрители вставали со своих мест с криками: "Вива Россия, вива Испания!" Таково отношение к нашей культуре, а через нее и к нашему народу.
Перед выступлением в Мюнхене (ФРГ) наш импресарио предупреждал, что немцы парод сдержанный и два-три хлопка в конце выступления будут значить очень многое. Но после третьего номера даже элитная публика взорвалась аплодисментами, свистом, топотом - полным набором средств выражения восторга в западной концертной аудитории. На следующий день в местной прессе концерт "Русской песни" был объявлен лучшим концертом сезона...
КОРР. Как правило, пополнение репертуара народных ансамблей происходит в фольклорных экспедициях, при встречах с кителями "глубинки". Но тех, кто помнит старые песни, становится меньше и меньше... Есть ли иной источник, откуда "Русская песня" может пополнять репертуар?
Н. Б. Кажется, просто взять и записать то, что поет старушка - где-нибудь в селе на Вологодчине, а затем в точности воспроизвести ее исполнение на эстраде. Но это недостаточно - необходимо художественно осмыслить песню, изучить образ жизни исполнителей.
Таким образом, существует, конечно, грань между фольклорной музыкой и современной. На первый взгляд может показаться, что "Русская песня" замкнулась на старине и показывает современному зрителю только хорошо отреставрированные песни. Но это не совсем так. Мы сотрудничаем и с профессиональными композиторами. Например. В. Беляев написал для нас целую сюиту скороговорок - очень сложную и интересную, мы разучивали ее полгода, чтобы выйти на сцену.
Есть в нашем репертуаре и песни XVII-XVIII веков. В то время они звучали в 2-3 голоса, а исполняя их сегодня, мы добавляем новые краски, но тему и основу оставляем прежней. И. оставаясь народной, песня звучит по-новому, становясь близкой современному слушателю. Это и есть наша тенденция в развитии народного творчества.
Кстати, мы умышленно отказываемся от тех песен, которые давно завоевали всеобщую популярность. Например, "Калинку" на Западе поют многие новоявленные звезды, естественно, подражая русским.
И уж если говорить о популярности русских народных песен, то могу привести такой пример. Во время последних гастролей по США к нам подошли несколько студентов и просили выслать им партитуры песен из нашего репертуара. До этого они разучивали их по пластинкам.
КОРР. Каким вам видится будущее народной музыки?
Н. Б. В нашей стране в жанре народной музыки работает много коллективов. Начиная, пожалуй, с самых прославленных - ансамбля под управлением И. Моисеева, Северного хора, Хора донских казаков и кончая совсем небольшими, такими, как "Карагод", - все мы выполняем одну миссию - эстетическое воспитание советского человека на примере советской многонациональной культуры, ее музыкального многообразия. А вот в Прибалтийских, Закавказских союзных республиках национальную песню не просто любят, там ею гордятся!
За последние годы наш коллектив записал четыре диска- гиганта, и их не найдешь в магазинах - значит, потребность в фольклорной музыке есть! Замечу, кстати, что пластинки с записями некоторых иностранных вокально-инструментальных ансамблей и многих рок-групп на прилавках лежат...
Недавно в здании Знаменского собора в Москве мы давали концерт вместе с самодеятельным коллективом из деревни Редкино, что стоит между Клином и Калинином. Концерт записывался Центральным телевидением и вызвал большой интерес. Говорю об этом, чтобы еще раз подчеркнуть тягу к национальному народному искусству в нашей стране.
Смотрите также:
- КУЛЬТУРА. Людмила Зыкина рассказывает. От сердца к сердцу →
- Олег Погудин. "Исцеление романсом" →
- "...Я те дам, чё ты хошь" →